Меню Рубрики

Нарушается ли омовение если из десны пошла кровь

По мазхабу имама аш-Шафии, омовение нарушают 4 действия:
1) при выходе чего-либо из половых путей и заднего прохода. Если у человека, у которого в омовении произойдёт семяизвержение — омовение не нарушается, но он обязан искупаться;
2) лишение сознания: сон, обморок, умопомешательство, опьянение и т. д. (Если человек уснул, сев на свою пятку, что может препятствовать выходу газов и т.д., то в этом случае омовение не нарушается);
3) соприкосновение кожи тела двух лиц противоположного пола (приблизительно в возрасте 6–7 лет и более). При дотрагивании до тела усопшего вышеперечисленной категорией людей омовение нарушается у живых.
При соприкосновении кожи тех, на ком по Шариату жениться нельзя, не нарушается. Условие женитьбы здесь рассматривается как запрет на женитьбу навсегда. К примеру, при соприкосновении с кожей сестры жены, омовение обоих нарушается, так как в случае развода с женой на её сестре жениться разрешается. Если дотронуться ногтями, волосами или оголённой костью — омовение не нарушается;
4) при дотрагивании до половых органов ладонью, будь то до своих или чужих, или грудного ребёнка. Здесь омовение нарушается у того, кто дотронется, а до кого дотронутся — не нарушается.
То есть, исходя из вышеперечисленного кровотечение согласно шафиитскому мазхабу не нарушает омовение. А по мазхабу Абу Ханифы, если пойдёт кровь, хоть с десен — то омовение нарушается.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

источник

Выход газов, дефекация, мочеиспускание; генитальные выделения у мужчин и женщин при сексуальном возбуждении[1] и прочих физиологических процессах.

В вопросе нарушения ритуальной чистоты в результате кровотечения исламские богословы имеют два основных суждения[2]. Приведу аргументацию сторон.

Придерживающиеся мнения, что омовение нарушается (богословы-ханафиты)[3], обосновывают его следующим[4]:

– «омовение необходимо из-за выхода текущей крови»;

– «если кого-то вырвало или у кого-то потекла кровь из носа во время молитвы, то пусть удалится, совершит омовение и присоединится[5] к молящимся, если он не разговаривал»;

– «одна-две капли не требуют обновления омовения. Причиной нового омовения является только текущая кровь».

Необходимо отметить, что «эти три, а также другие хадисы по данной теме не имеют высокой степени достоверности». Так считали многие ученые.

Но все же по причине многочисленности таких хадисов, в соответствии с критериями хадисоведения они приобретают уровень частичной достоверности (хасан ли гайрихи) и применимы в религиозной практике.

Придерживающиеся мнения, что омовение не нарушается (богословы-шафииты)[6], приводят хадис о том, что «Пророк сделал кровопускание [одна из форм лечения, врачевания], затем совершил молитву, не обновляя омовения, а лишь промыв места, испачканные кровью»[7]. В качестве другого основного аргумента богословы-шафииты приводят случай (описанный в своде хадисов имама аль-Бухари) о ранении одного из сподвижников Пророка прямо во время молитвы и завершении им молитвы в состоянии, когда он истекал кровью[8]. Аргументация их состоит в том, что «пророк Мухаммад не сказал этому человеку о необходимости повторного совершения молитвы, хотя маловероятно, что он (да благословит его Аллах и приветствует) не был осведомлен о случившемся»[9].

Итак, если вы относитесь к тем, кто в религиозной практике следует действиям Пророка с трактовкой и каноническим акцентом богословов-ханафитов, то вам нужно знать следующее:

1) при внутреннем кровотечении омовение не нарушается;

2) если кровь выходит наружу и ее столько, что она течет, тогда омовение нарушается[10];

3) если человек испачкался кровью другого человека или, к примеру, животного, то омовение не нарушается. Единственное, что нужно сделать для восстановления канонической чистоты тела или одежды, так это по мере возможности смыть кровь.

Продолжая перечислять причины, нарушающие малое омовение:

5. Сон в положении лежа или опершись на что-либо; что касается полусна (дремоты) сидя, то это не нарушает состояния ритуальной чистоты.

Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном, без особых ощущений прикосновении мужчины к женщине (или наоборот) не нарушается. Согласно шафиитскому мазхабу, при телесном соприкосновении женщины и мужчины, не являющихся близкими родственниками, состояние чистоты нарушается у обоих. Женщинами, близкими по родству, прикасание к которым не нарушает предмолитвенного состояния, являются те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т.д. (см. Св. Коран, 4:23). Жена входит в число тех женщин, при прикосновении к которым состояние ритуальной чистоты нарушается[13].

Наиболее рациональным и оптимально отвечающим современным реалиям в этом вопросе является мнение авторитетного правоведа нашего времени, доктора Вахбы аз-Зухайли. «Я считаю, – пишет он, – что случайное прикосновение к женщине (жене и, наоборот, жены к мужу) или прикосновение, не вызывающее плотского желания, не нарушают состояния ритуальной чистоты…»

Тактильно-эмоциональная грань взаимоотношений супругов предельно чувственна и важна, поэтому им стоит быть максимально деликатными, проницательными и учтивыми друг к другу, дабы на фоне стремления постоянного сохранения ритуальной чистоты не было охлаждения как в духовной, так и в интимной стороне их совместной жизни.

Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном прикосновении к женщине не нарушается, даже если мужчина получает от подобного прикосновения какое-то наслаждение.

В 43-м аяте 4-й суры Священного Корана при перечислении случаев, нарушающих ритуальную чистоту, употреблены слова «и если вы дотронулись до женщин». Один из авторитетных комментаторов Корана Ибн ‘Аббас считал: «Под словом «дотронулись» в данном случае подразумевается не просто случайное или обычное прикосновение, а половая близость. Именно в этом значении арабы употребляют выражение «ва ин ляямэстум» («и если прикоснулись вы»)».

Существует несколько хадисов на эту тему, переданных женой пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ‘Аишей:

— «Иногда Пророк прямо перед молитвой-намазом целовал одну из своих жен, затем, не обновляя омовения, приступал к молитве»[14];

— «Бывало, что Пророк совершал ночную молитву-намаз, а я лежала неподвижно рядом. Когда он начинал совершать Витр, то [иногда] дотрагивался до меня своей ногой»[15]. Из приведенного хадиса следует, что Пророк дотрагивался до своей жены во время молитвы и продолжал молиться, не обновляя омовения;

— «[Однажды] не найдя ночью Пророка в постели, я стала искать его в [потемках] комнаты на ощупь. В какой-то момент мои руки дотронулись до его ступни. Он совершал долгий земной поклон, обращаясь с молитвой: «Господи, я прибегаю к Твоей благосклонности (к Твоему довольству мною), удаляясь от гнева Твоего. И прибегаю к прощению Твоему, удаляясь от наказания Твоего. »[16]. Этот хадис тоже указывает на то, что состояние ритуальной чистоты не нарушается от прикосновения женщины.

Шафиитские же ученые утверждают, что состояние ритуальной чистоты нарушается во всех случаях прикосновения мужчины к женщине независимо от того, будет это прикосновение случайным или преднамеренным[17]. Обосновывают они это приведенным выше аятом и считают, что выражение «дотронулись до женщин» необходимо понимать в буквальном смысле, поэтому любое прикосновение к женщине нарушает состояние ритуальной чистоты. Хадис же о поцелуе, приведенный ранее, по мнению богословов шафиитского мазхаба, является недостоверным, поэтому невозможно использование его в качестве аргумента [18].

Это требование лишь шафиитского мазхаба[19].

Во всех случаях нарушения состояния ритуальной чистоты, если верующий желает помолиться, необходимо заново совершить омовение.

Хотя для особо трепетных в данном вопросе следует отметить: Сатана выискивает слабые стороны человека и начинает свое наступление. Всегда стоит помнить богословское правило – «убежденность не нарушается сомнениями». К примеру, человек знает, что недавно совершил омовение, однако, сомневаясь в действительности его (нарушил или нет), легко отстраняется от сомнений именно знанием о том, что оно было совершено.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Здесь подразумеваются выделения у мужчин, предшествующие эякуляции (выходу семени). После семяизвержения потребуется уже полное омовение (гусль).

[2] Такого рода различия могут быть, но они не указывают на то, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) где-то и что-то забыл, а также не говорят о том, что какие-то ученые знают больше или меньше. Если оба мнения обоснованны и достоверны, то каждое из них применимо. В таких вопросах человеку легче и правильнее придерживаться мнения какой-то одной группы авторитетных богословов, чтобы не появлялось легкомыслие и пренебрежительное отношение, особенно в вопросах религиозной практики.

[3] Ученые ханбалитского мазхаба также говорили о нарушении ритуальной чистоты вследствие кровотечения, но добавляли: кровотечение должно быть значительным, обильным, что не имеет каких-то рамок, а определяется человеком самостоятельно. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 268.

[4] См., например: Аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) «Аль-хидая»]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. С. 37–43; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 2. С. 351–353; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 1. С. 162.

[5] Если за время его отсутствия молящиеся уже совершили часть ракяатов и он успел до приветствия, то, не совершая приветствия, отлучившийся восполняет то, что было им пропущено за время обновления омовения. Единственным условием является отсутствие произнесения слов во время отлучки.

[6] Богословы маликитского мазхаба единодушны с богословами-шафиитами в данном вопросе.

[7] Данный хадис является недостоверным (да‘иф). См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 207, хадис № 241.

[8] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 82.

[9] Некоторые ученые, например имам аль-Хаттаби, удивлялись такой трактовке данного случая, говоря, что «бесспорным является вопрос нечистотности (наджаса) крови и то, что наличие ее на теле или одежде делает недопустимым совершение молитвы в таком состоянии». То есть уже это однозначно говорит о том, что данному человеку необходимо было совершить молитву заново. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 352.

[10] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 267, 268; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 15; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 135; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 36.

[11] Согласно шафиитскому мазхабу, случаи, указанные в п. 2 и п. 3, состояние ритуальной чистоты не нарушают. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 270.

[12] Смех во время молитвы, который слышен и смеющемуся, и его соседу, нарушает как саму молитву, так и требует совершения нового омовения. Смех, который слышен только смеющемуся, нарушает молитву. Что касается улыбки, то она не нарушает ни молитву, ни состояние ритуальной чистоты. Данное положение исходит лишь из требований ханафитского мазхаба. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. С. 11.

[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 274; Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 76.

[14] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 438, хадис № 7124, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 213, 214, хадис № 249 и пояснение к нему; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, хадис № 4/64 и пояснение к нему; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 33, хадис № 86, «сахих».

[15] Хадис от ‘Аиши; св. х. ан-Насаи. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 214, хадис № 250 и пояснение к нему.

[16] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима и ат-Тирмизи. Там же. Хадис № 251 и пояснение к нему.

[17] Это не касается лишь близких родственниц. В число женщин, близких по родству, прикосновение к которым не нарушает ритуальной чистоты, входят те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т. д. (см.: Св. Коран, 4:23).

[18] Имам ат-Тирмизи утверждал, что слышал слова имама аль-Бухари о недостоверности этого хадиса. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 214.

Читайте также:  Винилин для десен инструкция по применению

Подробнее о степени достоверности этого хадиса см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, 133, пояснение к хадису № 4/64 в сноске.

[19] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 278.

источник

فَصْلٌ فِي نَوَاِقضٍ الوُضُوء

Раздел о том, что нарушает малое омовение

  1. То, что выходит из двух отверстий[1], даже если что-то выходит в малом количестве[2]. При этом не обязательно, чтобы это были моча или кал, омовение нарушится и в том случае, если вышли камни или червь.

Исключение делается для выхода воздуха из переднего отверстия — он не нарушает вуду. Воздух, который выходит из заднего прохода, нарушает вуду, но по Шариату является чистым сам по себе и не может загрязнить одежду.

  1. Роды, не сопровождающиеся выходом крови.

Согласно мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, женщине, которая родила ребенка без выделения крови, нужно совершить только вуду. Однако фетва в ханафитском мазхабе строится на мнении имама Абу Ханифы, согласно которому гусль для такой женщины обязателен из предосторожности (аналогичную фетву по данному вопрос дал шейх Садр Шахид).

  1. Выход/истечение наджасы из тела человека[3].

В данном случае под выходом наджасы следует понимать выход наджасы (например, крови или гноя) за пределы своего источника (например, раны). Омовение нарушается тогда, когда наджаса (например, кровь) достигает участка, мыть который обязательно или желательно во время вуду или гусля. Например, доводить воду глубоко в нос[4] является суннатом в вуду, поэтому, если кровь дойдет до твердой части носа, но не достигнет мягкой его части, вуду уже становится фардом. Однако если кровь появится в глазах и не выйдет за пределы глаза, вуду не нарушается, так как мыть глаза не обязательно и не желательно.

  1. Рвота едой или водой[5], сгустком крови или желчью при условии, что рвоты настолько много, что человеку трудно было бы удержать ее во рту[6] или говорить, удерживая во рту рвоту.

Если человека рвет несколько раз небольшими порциями, то вуду нарушается в том случае, если его рвет по одной и той же причине несколько раз подряд и в сумме количество рвоты заполнило бы рот. Это мнение имама Мухаммада, на котором строится фетва в ханафитском мазхабе. По мнению имама Абу Юсуфа, омовение нарушается лишь в том случае, если человека вырвало несколько раз в одном и том же месте и в сумме его рвота заполнила бы рот.

Жидкость, которая выходит изо рта спящего человека, является чистой. Но имам Абу Юсуф высказал мнение, что, если жидкость имеет неприятный запах и цвет, она является наджасой.

  1. Кровотечение во рту при условии, что крови столько же или больше, чем слюны.

Если цвет слюны оранжевый или желтый, то вуду не нарушается, так как слюны больше, чем крови. Если цвет слюны с красным оттенком, вуду нарушается, так как крови столько же, сколько слюны. Если цвет темно-красный, вуду нарушается, так как преобладает кровь.

  1. Сон, так как во сне человек не контролирует себя. За исключением ситуации, когда человек спит сидя, плотно прижав ягодицы к полу. Если человек слегка задремал[7], его вуду не нарушается.
  1. Если человек спал сидя, но до того, как проснулся, оторвался от пола (даже если он не упал), его вуду нарушается.
  1. Громкий смех во время молитвы при условии, что человек смеется настолько громко, что его слышат находящиеся рядом. Если человек засмеялся тихо, так что слышал самого себя, его намаз нарушается, но вуду действительно. Если человек улыбнулся во время намаза (даже если были видны зубы), ни намаз, ни вуду не нарушаются. Громкий смех нарушает вуду и намаз только в том случае, если молящийся является совершеннолетним по Шариату (بالغ), находится в состоянии бодрствования и совершает молитву, в которой есть руку и суджуд[8].

Вуду нарушается независимо от того, что совершил человек, который захохотал в намазе, — гусль, вуду или таяммум. Вуду нарушается также в том случае, если человек намеренно расхохотался после последнего ташаххуда до совершения саляма, хотя молитва при этом является действительной.

  1. Соприкосновение половых органов мужчины и женщины без преграды, сопровождающееся половым возбуждением[9].

فَصْلٌ فِيمَا لا يَنْقُضُ الوُضُوء

Раздел о том, что не нарушает малое омовение

  1. Кровь, которая не вышла за пределы своего источника (например, границы раны).

По мнению имама Абу Юсуфа, такая кровь при соприкосновении с ней не загрязняет твердые предметы, например, одежду и тело[10]. Если такая кровь смешается с малым количеством жидкого вещества, оно становится нечистым[11], например, если вату, смоченную такой кровью, бросить в малое количество воды, эта вода станет нечистой.

  1. Отделение от тела человека кусочка кожи или плоти без крови (например, мазоль).
  1. Выход червя из раны, уха или носа, если на этом черве нет наджасы, такой, как кровь или гной.
  1. Прикосновение к половым органам. При этом не имеет значения, как и кто прикоснулся[12].
  1. Прикосновение к коже женщины, которая не является махрамом для человека, без преграды. Передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха целовал своих жен и затем совершал молитву, не обновляя вуду.
  1. Рвота, которая не заполнила рот.
  1. Отхаркивание слизи, даже если этой слизи много.
  1. Если человек спит, плотно прижав ягодицы к полу, но при этом покачивается.
  1. Сон, в то время как ягодицы плотно прижаты к полу, даже если человек опирается на предмет (например, подушку, столб или стену), без которого он упал бы.
  1. Сон молящегося в положении руку или суджуда при условии, что человек совершает руку и суджуд в соответствии с сунной[13].
Читайте также:  Идет кровь из десны после лечения зуба
[2] Вуду нарушается сразу, как только вещество (например, моча) появляется на отверстии, из которого оно выходит, при этом не ставится условием, чтобы оно вышло за границы этого отверстия.

[3] Помимо заднего прохода и половых органов.

[5] Даже если пища или выпитая жидкость не успели изменить свои качества.

[6] Согласно самому сильному мнению.

[7] Так, что слышал голоса людей вокруг.

[8] Если человек совершает погребальный намаз или саджда тилява, его вуду не нарушается, но погребальный намаз или саджда становятся недействительными.

[9] Данное мнение высказали имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф, однако имам Мухаммад высказал мнение, что такое соприкосновение не нарушает вуду.

[10] На этом мнении строится фетва в ханафитском мазхабе.

[11] Это мнение имама Мухаммада, и на нем строится фетва в ханафитском мазхабе.

[12] Этого мнения придерживались такие великие сподвижники, как Умар, Али, Ибн Масуд, Ибн Аббас, Зейд ибн Сабит, табиины Хасан аль-Басри, Саид ибн Мусаййеб и Суфьян ас-Саури.

[13] То же касается саджда тилява и саджда шукр.

источник

  1. Испражнения (выход мочи или кала).

«Или кто-нибудь из вас пришел из отхожего места». (Благородный Коран, сура «Маида», 6)

  1. Выход газов из заднего прохода.
  2. Выход крови , гноя или сукровицы из тела, если они растеклись по телу величиной с дирхам или больше.
  3. Кровь из носа или дёсен (если слюна полностью или больше чем наполовину в крови).

Передается от Айши радыяллаху анха, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Если кого-то во время намаза вырвало или пошла кровь из носа, отрыгнул или у него вышло мази, то пусть идет совершать омовение и продолжает свой намаз, при условии, что он не разговаривал». (Ибн Маджа; Булуг аль Марам, 7)

  1. Рвота кровью даже в малом количестве.
  2. Рвота , которая заполняет всю ротовую полость.

Передается от Ма’дана ибн Аби Тальхи, что Абу Дарда радыяллаху анху сказал: «Посланника Аллаха салляллаху алейхи ва саллям вырвало, поэтому он совершил омовение». (Тирмизи)

  1. Опьянение , потеря сознания, временное умопомешательство и т.п.
  2. Сон в лежачем, полулежачем положении, а также, если человек заснул, прислонившись к чему-либо.

Передается от Ибн ‘Аббаса радыяллаху анху, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Совершить омовение необходимо для того, кто лег набок. Поистине тот, кто ложится набок, тот расслабляется». (Тирмизи; Абу Дауд)

  1. Смех в намазе. Улыбка не портит намаз, а беззвучный смех портит намаз.Вследствии громкого смеханарушается и намаз, и вуду.

Передается от Абу Мусы радыяллаху анху, который сказал: «Мы совершали намаз вместе с Посланником Аллаха салляллаху алейхи ва саллям. Один человек зашел в мечеть и из-за того, что он плохо видел, упал в яму находящуюся в мечети. Многие рассмеялись, находясь в намазе. Людям, которые смеялись, Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям приказал совершить омовение и перечитать намаз». (привел Табарани в “Кабире”).

Прикосновение к женщине не портит вуду, если было без желания, но некоторые ученые сказали, что вуду взять – мандуб (действие, совершение которого является богоугодным делом, а оставление его не приводит к греху). (Если мужчина поцеловал свою жену и из полового органа не было выделений (мази), то это не портит вуду.) Также является мандубом после прикосновения ладонью к половым органам совершить тахарат.

Рассказывает Айша радыаллаху анха: «Обычно я спала напротив Посланника Аллахасалляллаху алейхи ва саллям, протягивая ноги в ту сторону, куда он поворачивался во время намаза. Когда он совершал саджда, то касался меня, и тогда я подбирала ноги. Когда же он вставал, я снова вытягивала их, и в то время в наших домах не было ламп». (Бухари; Муслим)

Прикосновение к половым органам не портит вуду.

Передают, что Тальк ибн Али радыяллаху анху рассказывал, что некий мужчина спросил Пророка салляллаху алейхи ва саллям: «Я прикоснулся к своему половому органу». Или же он сказал: «Должен ли человек совершить омовение, если он во время намаза прикоснулся к своему половому органу?» Пророк салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Нет, потому что это всего лишь часть твоего тела». (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан назвал его достоверным).

Ма’зур – больной человек, у которого хронические болезни, например, постоянный метеоризм, недержание мочи, кровотечения и т.д. Ма’зур совершает омовение перед началом времени каждого из пятикратных намазов и действие этого тахарата продолжается до наступления времени следующего намаза. Во время этого тахарата, он может читать нафили (добровольные намазы), Коран. Вуду портится по истечении времени данного намаза, для которого он ее совершил. Так же если он по своему желанию справил нужду или совершил всякое другое действие, не относящееся к его гузру, болезни. Но ма’зур должен попытаться препятствовать причинам, которые портят вуду. Если ма’зур знает, что испачкал одежду, то одежду следует поменять или постирать.

Ильдус хазрат Файзов, специально для Islam-Today.ru

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

источник

в кратком изложении
шейха Мухаммада ибн Салиха Аль-Усеймина, да помилует его Аллах

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

1. Тот, кого постигла болезнь, обязан очищаться используя воду. Он должен делать вуду (малое омовение) при малом осквернении (*1) и гусль (полное омовение) при большом осквернении (*2)

2. Если он не может очищаться используя воду по причине неспособности (бессилия), или опасения, что болезнь из-за этого усилится, или что болезнь затянется, то пусть совершает таяммум.

3. Таяммум совершается следующим образом: человек ударяет один раз ладонями по чистой от скверны (*3) земле (*4), протирает ими все лицо, и затем протирает кисти рук.

4. Тот, кто не способен совершить очищение сам, тот делает вуду и (или) таяммум при помощи другого человека.

5. Если на каком-либо из органов (которые нужно омывать) есть рана, то это место так же следует омывать водой, если же омывание навредит ему, то пусть совершает протирание водой: смочит руку в воде и проведет по этому месту. Если же протирание навредит ему, то путь совершает таяммум (*5) за этот орган.

6. Если в каком-либо месте есть перелом, и это место закрыто повязкой или гипсом, то нужно протереть его (повязку или гипс) водой, и это является заменой омыванию этого места. При этом таяммум уже не нужно делать за этот орган, так как протирание заменяет омывание.

7. Разрешается делать таяммум от стены или другого чистого от скверны предмета, на котором есть пыль. Если же стена покрыта чем-то, что не является частью земляных пород, как например краской, то не разрешается делать таяммум от нее, кроме как если на ней есть пыль.

8. Если не получается сделать таяммум от пола, стены или другого предмета, на котором есть пыль, то нет проблем в том, чтобы набрать песка в сосуд или в платок и делать таяммум от него.

9. Если он совершил таяммум для определенного намаза, и затем остался в этом состоянии чистоты до наступления времени другого намаза, то совершает второй намаз с таяммумом для первого, и не повторяет таяммум для второго намаза, так как он все еще не перестал быть в состоянии чистоты и не совершил того, что это состояние нарушает (См. *1, *2.).

10. Больной обязан очищать свое тело от различных видов скверны, а если же он не может это делать, то пусть совершает намаз в таком положении в каком он есть. Намаз его будет действителен, и его не нужно будет переделывать еще раз.

11. Является обязательным для больного совершать намаз в чистой от скверны одежде. Если же на одежде есть нечистоты, то в обязательном порядке нужно вымыть ее или заменить на чистую. Если это не представляется возможным, то пусть совершает намаз в таком как есть положении. Намаз его будет действителен, и не нужно будет его переделывать заново.

12. Является обязательным для больного совершать намаз, находясь на чистом от скверны месте. Если же в месте, на котором он находится, есть нечистоты, то нужно его вымыть, или заменить на что-либо чистое, или застелить это место чем-либо чистым. Если он не может это сделать, то пусть совершает намаз в таком как есть положении. Намаз его будет действителен, и не нужно будет его переделывать заново.

Читайте также:  Если загнила десна после удаления зуба

13. Не разрешено больному пропускать время намаза из-за неспособности очиститься. Он должен очищаться по мере своих возможностей и совершать намаз вовремя, даже если на его теле, одежде или месте совершения намаза будет скверна, от которой он не способен избавиться (*6)

*1 Т.е. после справления малой и большой нужды, выхода газов из анального отверстия, выделений из мужского полового органа, глубокого сна, обморока и потери рассудка, употребления в пищу верблюжьего мяса, прикосновения к своему половому органу. Так же все то, что делает недействительным полное омовение, делает недействительным и малое (см.*2).)

*2 Т.е. после семяизвержения, введения одного полового органа в другой, менструаций, послеродовых кровотечений.

РАЗРЕШЕНО ЛИ ПОМИНАТЬ АЛЛАХА В ВАННОЙ

Шейха Ибн Усеймина спросили: «Разрешено ли упоминать Аллаха в ванной?»

Он ответил: «Человек не должен поминать Аллаха в ванной, потому что это место не пригодное для этого. Если он поминает Его там в сердце, то в этом нет ничего плохого, но он не должен произносить в слух слова. Лучше не говорить в подобных местах, и подождать пока не выйдет от туда.
Относительно мест для вуду, которые находятся вне туалета, то нет ничего неправильного в поминании Аллаха там».

Маджму Фатава ибн Усеймин 11:109

СОВМЕСТНЫЙ ГУСЛЬ СУПРУГОВ

Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«Пусть не моется мужчина остатком воды от женщины, и женщина – остатком воды от мужчины, а пусть зачерпывают вместе»

(Абу Дауд, 81, Ан-Насаи, 238, Ахмад, 4/111, и хадис достоверный)

Сказал шейх Усеймин, да помилует его Аллах, в шархе этого хадиса:

«В этом хадисе – направление Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и возвышенный адаб, состоящий в том, что мужчина со своей женой, когда становится обязательным для них гусль, не должно для него идти мыться одному, а затем идет мыться после него жена, или что сначала моется жена, а потом моется муж – нет, лучше для них будет зачерпывать воду и поливать друг друга вместе. И это то, к чему призывал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и это то, что он делал сам.

И он, и Аиша (да будет доволен ею Аллах), постоянно совершали омовение из одной посуды, соприкасаясь в ней своими руками, пока она не говорила: «Оставь мне, оставь мне» (Бухари, 263, Муслим, и другие), когда он опережал ее. И переплетались их руки, и это указывает на то, что она делала омовение рядом со своим мужем, да благословит его Аллах и приветствует. И поэтому, это является Сунной, на которую указал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) словесно, и Сунной, которую выполнял он сам. И в этом также экономия воды, что известно (т.е.известно что если мыться вместе, то тратится меньше воды, чем если каждый будет мыться отдельно), и проявление любви, поскольку когда уходит скованность и стеснение между мужчиной и его женами, то это обязательно вызывает увеличение взаимного доверия, и любви.

И из польз этого хадиса: направление Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) для своей Уммы к тому, что будет пользой для нее, даже в тех вещах, которые стесняются упоминать, потому что многие из людей стесняются от упоминания их.

Также из польз в этом хадисе: что лучше для мужчины не уединяться отдельно от своих жен, для совершения гусля.

И из польз этого хадиса: то, что разрешено мужчине смотреть на своих жен, и нет между ним и его женами аурата, и разрешено делать гусль, в то время как он с открытым ауратом, и также разрешено делать гусль и жене вместе с ним, и она с открытым ауратом, и нет в этом проблем. А что касается хадиса, который передается от Аиши, что она сказала: «Я ни разу не видела его у Посланника Аллаха» — то есть половой член, то это недостоверный хадис (передали его Ибн Аби Шейба, 1130, Ибн Маджа, 1922, Ахмад, 6/190, и другие, и в его иснаде есть неизвестные передатчики, и назвал его слабым шейх Аль Альбани). Поэтому, берется отсюда, что разрешено мужчине раздеваться перед своей женой, и жене – перед своим мужем.»

И из польз этого хадиса: то, что должно для мужа делать все, что будет проявлением любви к его жене, и удалением отчужденности и скованности между ним и его женой. И нет сомнения, что та картина (совершения омовения), которую описал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), в ней любовь между мужем и женой, и удаление стыдливости и отчужденности»

Шейх Мухаммад Ибн Салих аль-Усеймин, «Шарх Булуг Аль Марам», 1/50

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ХАМР (ОПЬЯНЯЮЩЕЕ) НАДЖАСОМ?

Отвечает шейх ибн Усеймин, да помилует его Аллах

«Существует переносное (не физическое) значение категории наджас. И есть ученые, которые единодушны в этом. И в этом смысле хамр есть наджас и скверна, и дело из деяний сатаны.

Также существует значение наджас, как физической нечистоты, такое понимание наджаса имеется во всех четырех мазхабах и в целом в исламской умме. Отсюда вытекает, что необходимо избавиться от него и промыть одежду или тело, на которые оно попало. Однако, некоторые ученые пришли к мнению, что хамр не является наджасом физически, но является наджасом в переносном и практическом смыслах (то есть имеется ввиду, что скверно это дело, а не хамр сам по себе).

Те, которые говорят, что хамр является наджасом в прямом и переносном смысле, указывают на следующий аят: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (сура «Трапеза», аяты 90-91). И тут под скверной, в соответствии с этим мнением, подразумевается наджас, согласно следующему слову Аллха: «Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха» (сура «Скот», аят 145). А также согласно хадису Анаса, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует, повелел Абу Тальхе возвестить людям, что Аллах и Его Посланник запретили им мясо осла, которое является скверной. А под скверной как в этом хадисе, так и в аяте имеется ввиду наджас физический. Поэтому и хамр упомянутый в аяте представляет собой наджас, в прямом смысле. Такова аргументация этой группы ученых.

Что касается тех, кто говорит о том, что хамр физически чист, но в переносном смысле является наджасом, то они указывают на то, что Аллах, Свят Он, ограничил понятие скверны в этом аяте словами: «являются скверной из деяний сатаны». То есть это указывает на то, что это скверна в том смысле, что это дело является скверным, но хамр, сам по себе, не является скверной. На что также указывает следующие слова: «опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны». Ведь известно, что азартные игры, каменные жертвенники, сами по себе, не являются наджасом физически. Эти четыре вещи объединены одним описанием, и если три из них являются наджасом в переносном смысле, то и четвертое, то есть хамр — тоже является наджасом в этом переносном смысле, так как является делом из дел сатаны.

Также достоверно известно, что когда был запрещен хамр, то мусульмане вылили его на площадях рынка, но если бы оно являлось наджасом, то им бы не позволили бы этого сделать, чтобы не осквернить рыночную площадь. Также в «Сахих» Муслима приводится, что как один человек пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, с сосудом хамра и подарил ему. На что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «А разве тебе не известно что он уже запрещено?». После чего один человек что-то в тайне посоветовал ему. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил:
— Что он сказал тебе?
— Он сказал, чтобы я продал его.
— Если Аллах что либо запретил, то запрещена и прибыль с него — сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). После чего человек открыл горлышко сосуда и вылил вино. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует, не повелел ему вымыть сосуд и не запретил выливать хамр, что указывает на то, что он не

источник