Какую роль играют клетки печени в жизни моллюсков

Игра “Знатоки зоологии” (7 класс)

Игра проводится в конце первой четверти. Участвуют 2 команды по 6 человек. Оценивает жюри из ранее подготовленных учащихся, остальные – болельщики.

I конкурс. Разминка “Доскажи словечко”. За 1 минуту команда должна дать наибольшее количество правильных ответов (за каждый правильный – 1 балл).

Вопросы для первой команды:

1. Человек, который изобрел микроскоп… (Антони Ван Левенгук)
2. Самая маленькая единица классификации … (вид)
3. Амеба движется при помощи … (ложноножек)
4. Колониальное простейшее …(вольвокс)
5. Простейшие, имеющие жгутики … (жгутиконосцы)
6. Губка Корзинка Венеры относится к Классу … (стеклянные)
7. Кольца дождевого червя … (сегменты)
8. Замедление всех жизненных процессов … (анабиоз)
9. Португальский кораблик относится к Типу … (кишечнополостные)
10. Организм, имеющий как мужские, так и женские половые органы …(гермафродит)
11. Кровь движется по сосудам и не изливается в полость тела, если кровеносная система … (замкнутая)
12. Поедание особей своего вида … (каннибализм)
13. Защиту кишечнополостных обеспечивают … (стрекательные клетки)
14. Орган выделения моллюсков … (почка)
15. Коралловые острова … (атоллы)

Вопросы для второй команды:

1. Протозоология – наука о … (простейших)
2. Малярийный плазмодий относится к Типу … (споровики)
3. Закономерное расположение частей тела относительно центра … (симметрия)
4. Биологический синоним слову “многощетинковые” … (полихеты)
5. Ученый, который ввел двойное название животных … (Карл Линней)
6. Губка Бадяга относится к Классу … (обыкновенные)
7. Наружный слой клеток — … (эктодерма)
8. Выросты кожно–мускульного мешка у кольчатых червей … (параподии)
9. В поперечном сечении аскарида … (круглая)
10. Водно-сосудистая система характерна для … (иглокожих)
11. Содружество 2-х организмов … (симбиоз)
12. Складка кожи у моллюсков … (мантия)
13. Другое название голотурий … (морские огурцы)
14. На щупальцах головоногих расположены … (присоски)
15. Неподвижная жизненная форма кишечнополостных … (полип)

II конкурс “Найди лишнее”. (Группы слов открываются по очереди, рассуждает та команда, капитан которой первым поднял руку, за каждый правильный ответ – 5 баллов).

Сибирская двуусткаПиявка

III конкурс “Верно — Неверно”. (Командам раздаются сигнальные карточки: красная – неверно, синяя – верно; жюри фиксирует скорость и правильность поднятия сигнала, верный ответ – 1 балл).

1. Чем больше размер губки, тем дольше она живет. (Верно)
2. Кишечнополостные имеют двустороннюю симметрию. (Неверно)
3. Туловище плоских червей состоит из сегментов. (Неверно)
4. Кровеносная система моллюсков незамкнутая. (Верно)
5. Круглые черви раздельнополы. (Верно)

IV конкурс “Капитанский”. (Капитан вытягивает название Типа животных, а затем, в соответствие с ним, задачу)

1. Инфузорий – туфелек поместили в пробирку с предварительно прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой. Что с ними произойдет? Почему?
2. В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория – балантидий. В отличие от туфельки у нее нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Объясните – почему?
3. Во время кавказской войны в XIX веке в крепости Адлер, окруженной болотами, за пять лет вымер весь гарнизон русских солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели солдат иная. Какая?

1. Морские раки – отшельники, живущие в пустых раковинах моллюсков, находят актиний и клешнями переносят к себе на раковину. По мере роста и смены своего жилища на более просторное, рак переселяет и актинию на новую раковину. Объясните такие взаимоотношения между двумя организмами.
2. Зеленая гидра, в теле которой живут одноклеточные зеленые водоросли зоохлореллы, избегает сильно заросших водной растительностью участков водоема. Почему?
3. Летом у стебельчатой гидры длина щупалец достигает 2 – 3 см, а к осени они становятся тонкими и удлиняются до 25 см. С чем это связано?

1. Легочные брюхоногие моллюски катушки имеют красную кровь, цвет которой обусловлен присутствующим в ней пигментом гемиэритрином. В отличие от прудовика, кровь которого бесцветна, катушки могут значительно дольше находиться под водой, не поднимаясь на поверхность. Чем объяснить такие различия?
2. Печень наземных улиток содержит островки особых клеток, способных к накоплению извести. Какую роль играют эти клетки печени в жизни моллюска?
3. Нервная система у двустворчатых моллюсков, например беззубок, значительно проще устроена, чем у брюхоногих. Почему?

1. Если положить планарию на спинную сторону, то она перевернется на брюшную сторону. При освещении ее ярким светом планария уползает в затененные места. Объясните такое поведение.
2. Болезнь домашних животных, вызываемую сосальщиками, называют фасциолезом. Для предотвращения заражения необходимо избегать выпаса скота на заливных лугах и питья животными воды из стоячих водоемов. Почему?
3. В конце прошлого столетия один врач провел эксперимент на самом себе и выяснил, что из только что отложенных самкой аскариды яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и далее – взрослые черви. Как объяснить результаты опыта?
4. Медицинская пиявка имеет в глотке железы, вырабатывающие гирудин. Его пиявки впрыскивают в ранке при укусе вместе со слюной. После укуса пиявки ранка долго кровоточит. Какое это имеет значение для жизнедеятельности пиявки?

Творческие виды работ на уроках закрепления.

На уроках закрепления пройденного материала часто использую творческие виды и формы деятельности, это повышает интерес к предмету, позволяет вывести знания учеников на качественно новый уровень, дифференцировать задания: посильные – для слабых, развивающие и интересные – для сильных и увлекающихся биологией учеников. Кроме того, “Творческие зачеты” снимают напряжение в классе, боязнь “не справиться в решающий момент”, дают возможность проявить способности, а не только показать имеющиеся знания. Ребята учатся адекватно и доказательно оценивать не только товарищей, но и самих себя (аналогичная работа ведется на каждом уроке под руководством учителя). Такие зачеты уместно проводить в конце изучения больших тем.

“Отряды Млекопитающих” (7 класс).

Заранее предлагаю учащимся разбиться на группы по 5 человек, в группе распределить роли:

1. Анатом: знает все о внешнем и внутреннем строении животных данного отряда.
2. Физиолог: умеет объяснить работу всех систем внутренних органов.
3. Этолог: сообщает об особенностях поведения животных (живут парами, в стаях, ведут дневной, ночной образ жизни, строят жилища, заботятся о потомстве и т.д.).
4. Аналитик: обобщает, делает выводы об уровне развития животных данного отряда, о роли в природе и жизни человека. Называет семейства (если есть), представителей, возможно, приводит какие-то статистические данные (в классе – несколько справочников, атласов животных, в которых быстро можно найти необходимую информацию).
5. Секретарь (наиболее сильный, возможно подготовленный ученик): составляет план ответа группы, выбирает форму отчетности, выставляет оценки. Непосредственно на уроке знакомит все остальные группы со “своими специалистами”.

Зачет начинается с вытягивания секретарем карточки с названием отряда млекопитающих и формой отчета, затем он выбирает все необходимые материалы для своей группы (таблицы, рисунки, справочные и дополнительные материалы и т.д.). На подготовку отводится 15 – 20 минут, затем по очереди группы выступают. Формы отчета (у каждой группы своя): выступление участников, подготовка статьи в энциклопедию, репортаж с места события, “хвалебная речь отряду” (с соответствующими требованиями: ораторские умения, доказательность, краткость), форма вопросов и ответов.

Во время подготовки секретарь заполняет оценочный лист, где отражает степень активности каждого участника: знание собственной темы, подготовка отчета, умение быстро сориентироваться и помочь другим членам группы.

Выступление каждой группы оценивается другими группами, учитель также высказывает свои пожелания. Урок – зачет может быть, как единичным, так и сдвоенным.

Обобщающий урок “Пищеварение. Органы системы пищеварения” (8 класс)

Класс делится на группы, по 5 человек. За время урока каждая группа имеет возможность выполнить 5 заданий разного плана (за каждое из них выбирается ответственный, если это вызывает сложность у ребят, то назначает учитель, так как задания разного уровня), по мере выполнения, карточки принимаются учителем, сразу же даются новые.

1. Сконструировать определения понятий (используя формулу: понятие = родовое понятие (обобщающее слово) + видовое отличие (существенный признак)):

источник

Многие годы безуспешно боретесь с БОЛЯМИ в ПЕЧЕНИ?

Глава Института заболеваний печени: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить печень просто принимая каждый день.

Присутствие метастазов в печени является крайне неблагоприятным признаком, и требует срочного вмешательства. Однако стоит задуматься, насколько эффективным является лечение? Способна ли на такой стадии помочь химиотерапия, или же это только ухудшит качество жизни больного?

Одной из главных классификаций в определении тяжести и стадии онкологического заболевания является TNM Сlassification. Она позволяет определить место локализации изначально возникшего образования, степень метастазирования и распространенность процесса в регионарные лимфатические узлы, а также поражение отдаленных органов.

Так почему так важно определить наличие метастазов и их распространенность?

Метастазы – это вторичные опухоли, которые образовались из первичных раковых клеток, возникших в каком-либо другом органе. Когда изначальная опухоль быстро разрастается, она повреждает стенку соседних тканей, попадает в кровоток, или лимфатическую систему. Оттуда раковые клетки разносятся по всему организму, чаще всего оседая в печени. Затем происходит прикрепление аномальных клеток в органе и начинается их активный рост.

Обычно, когда говорят о раннем выявлении рака, имеют в виду опухоль, не выходящую за пределы слизистой оболочки и не имеющую метастазов. Данный вид рака имеет самый благоприятный прогноз, так как радикальное удаление такой опухоли способствует полному излечению. Твердые опухоли растут, как правило, в течение 3-8 лет. Их первые клинические проявления обычно приходятся на последние стадии процесса с уже имеющимися метастазами, именно поэтому лечение оказывается таким малоэффективным.

Из-за того, что печень является одним из самых крупных органов и через неё проходит основной кровоток брюшной полости, она становится самым частым органом, который поражается метастазами. Кроме того, мембраны клеток печени имеют особую структуру, которая не позволяет оказывать иммунной системе эффективное противораковое воздействие.

Как и у всех больных онкологического профиля, заболевание начинается неспецифично и проявляется:

  1. Повышенной утомляемостью.
  2. Резким снижением веса.
  3. Снижением настроения, вплоть до депрессии.
  4. Общей слабостью.
  5. Нарушениями сна.

Степень распространения и локализация метастазов играют важную роль во времени появления первых симптомов.

В связи с этим пациентов разделяют на две группы:

  1. Пациенты с 1-3 метастазами в печени, которые расположены вместе и склонны сливаться (солитарные), или с одиночными участками поражения.
  2. Больные с множественными метастатическими поражениями печени.

У последней группы в связи с тяжелым течением, симптомы будут более выраженные, сопровождающиеся нарастающей печеночной недостаточностью. Из-за механической закупорки опухолями желчных протоков будет наблюдаться резко выраженная желтуха.

Так как сдавливаются не только протоки, но и крупные сосуды – воротная вена и печеночная артерия, увеличивается отечность сначала нижних конечностей, а затем и всего тела.

Важно! Наиболее опасными проявлениями являются крупные опухолевые узлы – болезненные прощупываемые участки печени в правом подреберье. Они могут некротизироваться и разрываться, повреждая паренхиму органа и угрожая кровотечением.

Одиночные узлы обеспечивают увеличение печени. Гепатомегалия дает тяжесть в правом подреберье, тупые ноющие боли, тошноту и рвоту. Ухудшается работа пищеварительного тракта, из-за недостаточной выработки ферментов.

Со временем добавляются неврологические симптомы в виде сосудистых звездочек на лице и ладонной эритемы.

Так как метастазы в печени быстро разрастаются и не имеют особой симптоматической и лабораторно-клинической картины, раннее выявление становится достаточно трудным.

В случае обнаружения метастазов до их первых клинических симптомов, существенно увеличивается польза начатой терапии и прогноз жизни. Важно проводить своевременный мониторинг у пациентов, перенесших рак любой локализации. Это позволит определить начало и пути распространения метастазов, а возможно и предотвратить их рост.

Для того чтобы заметить ухудшение состояния уже имеющихся метастазов и выявить новые, используют изучение онкомаркеров в динамике. На данный момент известны более двухсот специфических веществ, которые вырабатывают опухоли различных локализаций. Таким образом, этот метод позволяет не только определить наличие вторичных опухолей, но и выявить первично пораженный орган.

Из инструментальных методов хорошо подходит ультразвуковая компьютерная томография (УЗКТ). Данный метод позволяет отличить раковые ткани от нормальных при радиусе пораженной ткани от двух миллиметров. Так же УЗКТ широко используется во время хирургических операций, позволяя определить кровоснабжение опухоли и тактику дальнейшего вмешательства.

Для общей диагностики организма и поиска очагов распространения рака используют рентгеновскую компьютерную томографию (РКТ). Она позволяет сканировать практически все органы и системы, выявляя неоднородные патологические участки. Для тех же целей используют магнитно-резонансную томографию (МРТ). В отличие от РКТ она практически не имеет противопоказаний и позволяет хорошо визуализировать печеночные вены и наиболее крупный сосуд – нижнюю полую вену.

В случаях, когда сложно определить доброкачественные, или злокачественные очаги визуализируются в печени – применяют биопсию. Её суть заключается в прижизненном получении кусочка пораженной ткани для цитологического исследования. Биопсия на сегодняшний день является одним из наиболее информативных методов диагностики и позволяет практически безошибочно определить тип, стадию и первичную локализацию метастазов.

В случае выбора хирургического вмешательства проводят ангиографию, которая является эффективной даже для опухолей менее одного сантиметра в диаметре. Она позволяет адекватно оценить кровоснабжение опухоли и окружающих её тканей.

Основными методами лечения являются:

  • хирургическое вмешательство;
  • трансплантация печени;
  • локальное лечение метастазов (абляция и циторедукция);
  • криодеструкция;
  • химиотерапия;
  • лучевая терапия.

Хирургическое лечение, в основном направлено на удаление пораженного участка и дает наилучшие прогностические результаты. Однако при множественных метастазах такой способ радикальной терапии невозможен и имеет достаточно высокие риски.

Пациентам с первичными опухолями легких, кожи (меланомы) и большого дуоденального сосочка операции по резекции печени противопоказаны.

Локальная циторедукция может производится путем введения этанола в опухоль, в результате чего наступает гибель и растворение злокачественных клеток.

Трансплантация печени при правильном подборе донора значительно увеличивает выживаемость пациентов. Но из-за сложности самой операции, трудностей транспортировки и необходимости специального дорогостоящего оборудования проводится достаточно редко.

В последнее время в онкологии чаще стали применятся физические методы борьбы с раком, такие как криодеструкция и микроволновая абляция. Они действуют за счет локального воздействия экстремальных температур и волнового излучения, которые приостанавливают рост и деление раковых клеток, а затем разрушают их.

Лучевая терапия основана на биологическом действии радиоизотопов. При воздействии свободных ионов разрушаются определенные клетки, которые наиболее чувствительны к данному виду излучения. Радиоактивные элементы больше всего влияют на активно растущие и делящиеся клетки, такие как раковые. Однако, даже не смотря на избирательность, определенную дозу облучения получает весь организм, что сильно ослабляет естественную защиту и может вызвать рецидив болезни.

Химиотерапия подразумевает применение лекарственных препаратов, которые избирательно действуют на атипичные клетки и останавливают их рост. Практически все применяемые химиопрепараты относятся к цитостатикам.

Обратите внимание! Метастазы в печени являются крайне неблагоприятным прогностическим признаком, их развитие можету существенно сократить срок жизни пациента. Поэтому терапия должна быть начата как можно раньше, это увеличивает шансы на положительный эффект.

Препараты чаще всего вводят внутривенно, или с помощью специального катетера, ведущего непосредственно к органу. В последнее время распространение получил хирургический метод, при котором во время операции в сосуд питающий опухоль вшивается капсула с лекарством. Преимуществом является локальное воздействие и минимизация побочных эффектов.

Основными препаратами для лечения метастазов печени являются:

  1. Цисплатин.
  2. Метотрексат.
  3. Циклофосфамид.
  4. Фторурацил.
  5. Митомицин.
  6. Этопозид.

Эффективность химиотерапии будет зависеть от того, какой вид рака вызвал метастазы, ведь раковые клетки возникшие в печени будут идентичны первичному онкологическому очагу.

В таблице приведены виды опухолей, вызывающих метастазы в печени и их ответ на химиотерапию.

Так как чаще всего метастазы в печени возникают при раке толстой кишки, желудка и поджелудочной, химиотерапия не дает необходимых результатов. Но даже при самых запущенных опухолях препараты способны улучшить качество жизни пациента.

Так же эффективность химиотерапии зависит от распространенности процесса. При массивном поражении печени она не способна выполнять детоксикационную функцию, что может вызвать токсическое поражение организма при приеме химиопрепаратов.

источник

Моллюски — основная часть примитивных беспозвоночных — маленькие животные, обитающие в море. Большому организму, способному жить на суше, требуются специальные органы — такие, как мозг, — для координации сложных передвижений, легкие — для дыхания и обширная кровеносная система — для доставки питательных веществ во все части тела. Защита мягких внутренних органов также важна.

Моллюски, которых насчитывается более 50 000 видов, демонстрируют немало приспособлений для жизни на земле. Тела многих из них разделены на голову, мускулистую ногу и туловище, покрытое защитной мантией. У большинства моллюсков есть надежная раковина. Некоторые виды имеют легкое, развитую кровеносную систему.

  • Хитоны (1150 видов) — плоские и овальные, с раковиной из подвижных пластинок.
  • Брюхоногие (40000 видов) — имеют большую раковину; у их родственников, слизней, ее нет.
  • Двустворчатые (8000 видов) — такие, как мидии, — покрыты мантией.
  • Головоногие — кальмары (300 видов), каракатицы (150 видов), осьминоги (200 видов) не имеют внешней раковины.

Моллюски — такие, как устрицы, — имеют жизненный цикл с несколькими этапами в развитии личинок. Взрослые особи выпускают большое количество спермы и яичек в воду. Оплодотворенные яички, не съеденные другими животными, развиваются в свободноплавающие личинки, имеющие мелкую раковинку и волоски (реснички) для передвижения и ловли добычи.

На следующих стадиях развития личинки раковина увеличивается, растет нога, окончательно формируются внутренние органы. Последняя стадия, спат, в конце концов прикрепляется к скале и вырастает во взрослую устрицу.

Стенки мантийной полости, заполняющей пространство между головой, ногой и раковиной, пронизаны кровеносными сосудами и действуют как легкое при нахождении на воздухе.

Защитная роговая раковина образуется из выделений мантии. С помощью мышц мантии голова и нога могут высовываться из раковины и втягиваться обратно.

Переваривание пищи начинается в желудке и зобу и продолжается в длинной, тонкой, закрученной спиралью кишке, которая располагается в мантийной полости.

Сердце имеет две камеры; предсердие получает насыщенную кислородом кровь из легкого и посылает ее в желудочек, который толкает кровь во все части тела.

Мускулистая нога передвигается за счет мышечного сжатия и выделения слизи на подошве.

Хитоны имеют раковину, состоящую из восьми пластин. У брюхоногих (улиток) раковина обычно конусообразная и завитая. Двустворчатые моллюски и мидии обладают раковиной, состоящей из двух половинок. У каракатиц и осьминогов раковина внутренняя или же она отсутствует совсем.

На голове у моллюсков расположены две большие выпуклости из нервных тканей, которые совместно действуют как мозг; из них нервные волокна распространяются по всему телу.

Особенностью слизней и улиток является рот, снабженный языком и зубчиками (теркой), с помощью которых животные поедают растения или других животных.

Улитки, слизни и блюдечки — наиболее удачливые из моллюсков. Есть виды, полностью приспособившиеся к жизни в море — такие, как красиво окрашенные тропические морские слизни. Разнообразные виды улиток встречаются в садах, прудах и озерах. Блюдечки обитают на побережьях морей всего мира, Двустворчатыми обычно называют моллюсков, имеющих раковину, разделенную на две части, и жабры для дыхания и всасывания питательных веществ из воды. Они распространены в устьях рек и на мелководье. Некоторые двустворчатые живут в норах, а другие — например, мидии — проводят жизнь прикрепленными к крепкому основанию — такому, как скалы.

Существует более 8000 видов двустворчатых — устриц, мидий и 40000 брюхоногих: улиток и родственных им блюдечек, слизней, морских зайцев.

Самые большие — гигантские двустворчатые моллюски коралловых рифов Индийского и Тихого океанов — 135 сантиметров длиной и весом в 330 килограмм.

Самые маленькие — двустворчатые, обитающие в Атлантическом океане, — 0,5 миллиметров в длину.

Земные улитки и слизни дышат легкими и питаются, перетирая во рту свою добычу, Водные виды дышат, используя жабры, которые находятся в мантийной полости. Морские слизни не имеют раковин, и пушистые жабры хорошо видны на их макушках. Двустворчатые также дышат с помощью жабр.

Вода проникает в полость через впускной сифон или трубку; происходит обмен кислородом и углекислым газом между водой и кровью моллюска; использованная вода удаляется из полости через выводной сифон. Двустворчатые добывают пищу, отфильтровывая воду, предназначенную для дыхания. Их жабры покрыты клейкой слизью, которая ловит пищу, и снабжены ресничками, которые передвигают ее ко рту. Сифоны и жабры могут быть заметны между створками раковины.

Моллюски — такие, как виноградная улитка, — имеют и мужские и женские половые органы.

Но спаривание необходимо, потому что эти животные не могут оплодотворить свои собственные яйцеклетки. Две улитки сходятся, и каждая пускает специальное «любовное жало» в тело другой. Это побуждает к обмену спермой между ними.

Оплодотворение происходит внутри тела улиток. Потом родители разделяются, и каждый из них откладывает несколько кучек яичек в почве или под камнями. Через несколько недель из яичек выводятся мелкие улиточки.

Некоторые улитки после спаривания умирают. Слизни и водные улитки размножаются так же, но есть виды, которые выделяют яички и сперму в воду, где и происходит оплодотворение. В этом случае из яичек рождаются сначала личинки.

Морские зайцы и крылоногие моллюски передвигаются, расширяя свою ногу, которая действует как ласта. У блюдечек, большинства слизней и улиток нога меняет местоположение с помощью мышечных сокращений. Двустворчатым моллюскам эта конечность помогает зарываться в грунт.

Нога вонзается в песок, расширяется, обеспечивая более надежную опору, а затем втягивается в почву, затаскивая туда и животное. Морские сверлильщики — двустворчатые, которые могут вырыть нору в скале. Используя ногу как рычаг, животное двигает свою раковину взад-вперед по твердой поверхности, и в результате его настойчивых и умелых действий образуется углубление.

Гребешки способны перемешаться, открывая и быстро закрывая щель между створками раковины и выпуская оттуда реактивную струю воды.

Во-первых, моллюски являются питанием для очень многих обитателей морей и океанов. Для рыб, для морских животных моллюски порой единственная еда. Моллюсков в океане великое множество совершенно не случайно — так как это питание и это своеобразные фильтры для морской воды. Сейчас участились случаи отравления животных моллюсками, почему?

Потому что моллюски, отфильтровывая морскую воду, поглощают в своем теле вредные примеси, тяжелые металлы. Поэтому животные, которые едят моллюсков, могут получить серьезное отравление. Именно поэтому многие морские животные — киты, дельфины, в результате отравления выбрасываются на берег.

Иногда такая гибель животных является массовой. Вот почему человеку важно содержать воду морей и океанов в чистоте. Не сбрасывать туда отходы своего производства и не загрязнять нефтью и тяжелыми металлами воду, чтобы моллюски не превращались в ядовитую пищу для морских обитателей.

Только задумайтесь — загрязнение океанов и морей, ведет к необходимости фильтрации воды моллюсками, вредные вещества задерживаются в них, и отравляют всю фауну морей и океанов. Так можно сделать любой океан мертвым.

Теперь вы понимаете как велико значение моллюсков для природы?

Ну, во-первых, моллюски очень любит человек, они вкусны, питательны, но в реалиях нынешней экологии не полезны. Особенно для маленьких детей. Содержащаяся в моллюсках ртуть, может привести к инвалидизации ребенка — эпилепсии, заболеваниям головного мозга и параличам. Однако, моллюски, которые не выросли в море, а отдельно выращиваются на специальных фабриках по производству пищевых моллюсков — например, улиток во Франции, можно использовать в пищу и эта еда питательна, содержит много полезных аминокислот.

Все знают, что жемчуг — это соринка внутри раковины моллюска, которую моллюск покрывает в несколько слоев перламутром, чтобы соринка не кололась. Получается жемчуг. Природный жемчуг очень ценится. И используется для создания великолепных украшений. Однако жемчуг найти достаточно сложно, раньше даже была профессия — охотник за жемчугом. Люди ныряли в глубину, задерживая подолгу дыхание, чтобы добыть жемчуг. Иногда это стоило жизни человеку. Сейчас человек научился культивировать жемчуг в природных условиях, с помощью моллюсков. Множество моллюсков вместе с имплантом — соринкой, помещают в специальные сети, где моллюск начинает избавляться от колкой соринки путем выработки перламутровой слизи, покрывающей соринку.

Раковины моллюска также используются для создания различных украшений, все кто ездят к морю, обязательно привозят ракушки — это раковины моллюсков, из которых потом можно делать различные поделки и украшения.

Крупные раковины сохраняют в себе звуки моря, и их используют как готовое произведение природного искусства.

Раньше использовали чернила каракатицы для письма. И только оттуда и брали чернила.

Сейчас чернила каракатицы используются в приготовлении пищи — например, паста с чернилами каракатицы, и в медицине. Например, в гомеопатии и в лекарствах против кожных высыпаний и бронхитов.

Моллюски могут нанести вред как вредители на сельскохозяйственных площадях. Например, виноградная улитка вредит винограду, так как съедает его побеги.

Ну и как писали ранее моллюски могут представлять яд для животных и человека, если они накопили в своем теле вредные примеси тяжелых металлов.

Теперь вы знаете как велико значение моллюсков в природе и жизни человека.

источник