Меню Рубрики

Кого приковали к скале и клевали печень

Великий Титан выполнил все обещания, данные Еве, и снабдил их обоих всем необходимым для жизни. Для этого он попросил Огонь у бога подземного огня Гефеста, мужа чернокожей Афродиты. Они были друзьями, и Гефест дал Прометею Огонь, который передал его людям.

Разгневанный Зевс приковал своевольного Титана к скале на Кавказе, куда ежедневно летал в виде орла виночерпий Ганимед с Олимпа, чтоб клевать Прометею печень, которая к утру срасталась.
Эти мучения длились много веков, пока сын Зевса Геракл не освободил Титана, убив стрелой орла.

Все эти дела давно минувших дней происходили на самом деле, но описаны в мифах в виде аллегорий. Например, слово КАВ-КАЗ состоит из двух частей. Если первую часть прочитать обратно, получится ВАК, а вторая часть определяет латинскую букву КС (Х).Соединив эти две части, получаем имя, которое носил бог виноделия ВАКХ.
Именно к нему направил Зевс Прометея, изуверски поставив Прометея
в состояние мучительного испытания, каким было для него пьянство.
Хотя для самого Зевса это было обычным делом.
У Прометея сильно болела печень от вина.
Боль в мифе показана в виде орла.
Но пришел Великий Учитель древности Геракл и пустил в орла стрелы мудрости, рассказав людям о вреде пьянства.
Люди долго не пьянствовали, пока не пришла Великая Богиня Кали,
которая ввергла человечество в состояние зла, пьянства и насилия.
Это состояние длилось 216 тысяч лет. За две тысячи лет до окончания первой половины Кали-Юги к людям пришел Христос. Он явился к ним
в лице нескольких пророков.
Один из них описан в Библии, другой похоронен на горе Бейкос
на окраине Стамбула, а третий явился в лице Чингиз-хана.

Вероятно еще и потому, что древние греки знали, что печень единственный орган способный к регенерации. Потому то у Прометея печень и отрастала вновь.

А вариант с Юпитером не выдерживает никакой критики, хотя бы потому что это более позднее божество и привязку органов в богам римского пантеона стали практиковать римские врачи. То есть на пару тыщ лет позже, нежели возникла легенда о Прометее.

источник

Не делай добра — не получишь зла. Один из наиболее трагических и возвышенных образов в греческой мифологии. Герой, который перед гневом богов стал первым защитником человечества. Во имя своей веры в людей он пошел на муки, не отступив от своих убеждений и демонстрируя несокрушимую духовную силу.

На заре эпохи человечества произошла битва молодых богов, возглавляемых Зевсом с богами второго поколения – титанами. Прометей стал первым титаном, поддержавшим Олимпийских богов, и помог Зевсу одержать победу в войне, длившейся более десяти лет.

В благодарность за помощь бог-громовержец поручил Прометею создание человека. Замесив из глины и одарив искрою души, он дал людям знания по обработке земли и выращиванию пищи, обучил письменности, ремеслам и добыче ценных металлов из горных недр, изготавливать целебные лекарства.

Но вышло так, что созданные им люди не пожелали поклоняться и чтить олимпийских богов, и возмущенный этим Зевс вознамерился покарать их. В отместку за недостаток уважения верховный бог Олимпа забрал у людей огонь, после чего на земле настали холод и голод.

Тогда Прометей воспротивился решению Зевса. Он коварством похитил и пронес на землю искру божественного огня самого Олимпа. Проведав о подобной наглости, Зевс пришел в неописуемую ярость, но в этот раз весь его гнев пришелся на Прометея. За спасение людей он осудил его на вечные оковы.

Но уже тогда Прометею была известна тайна будущего:

Родится от нимфы Фемиды у Зевса сын, который по силе не только превзойдет своего отца, но и сможет лишить его престола.

В мучительном ожидании длились для Прометея века, пока однажды к Зевсу не дошла весть о том, что титану известна тайна его судьбы. Бог желал выведать эту тайну, но Прометей оставался неуступчивым и молчаливым. За это Зевс, чтобы сломить его дух, придумал еще более изощренное наказание для непокорного упрямца.

На краю земли приковали Прометея к скале цепями. Но этого было недостаточно для Зевса, и каждый день он отправлял своего орла, который раздирая тело могучего титана, клевал печень. Будучи бессмертным, Прометей восстанавливался в течении ночи, и рана заживала. А на заре снова возвращался орел, и все повторялось по кругу изо дня в день.

Своей непоколебимой волей Прометей одержал победу над Зевсом. В обмен на предсказанную тайну будущего бог Олимпа отправил Геракла — своего сына, освободить мужественного титана. Тогда Прометей поведал свою тайну, и Зевс, избегая предсказанной судьбы, выдал нимфу замуж за правителя острова Эгина, которому она родила будущего героя Троянской войны — Ахилла.

Прометей остается единственным персонажем древнегреческой мифологии, который не побоялся открыто выступить против Зевса и всегда оставался верным другом и защитником человечества.

Семейные распри Олимпа часто становились причиной жестоких и драматических испытаний для своих героев. Зевс очень любил проявлять свой нрав — власть и жестокость — по отношению к людям. О том, как Зевс похитил прекрасную Европу, читайте в статье .

Спасибо, что дочитали до конца! Понравилась статья?

Подписывайтесь на наш канал и получайте больше интересных и полезных статей! Ставьте лайки, делайте репосты , чтобы сохранить запись и поделиться с друзьями!

Пишите комментарии , обязательно высказывайте своё мнение. Мы, в свою очередь, будем стараться делать наш материал лучше и интереснее для читателей!

источник

Как назывался этот миф, где какому-то мужику привязаного к скале, орел каждый день клевал печень, а за ночь она отрастала?

И вот титан Прометей, потомок древнего рода богов, низвергнутых некогда Зевсом с Олимпа, спустился однажды на дикую, покрытую буйной зеленью, землю. Он знал, что в земной почве погребены семена неба, и захотел оживить их. Взявши кусок сырой глины, он создал из нее форму, похожую на образы прекрасных богов. Чтобы оживить этот, пока еще безжизненный, кусок глины, он взял у животных их злые и добрые чувства и вложил их в грудь своего творения. Афина Паллада, богиня мудрости, вдохнула в него душу.

Так произошли первые люди. Долгое время они были жалки и слабы, как маленькие дети; они не умели двигать своими членами, божественная искра, вложенная в них, тухла, не освещая ничего в темноте, окружавшей их. Они открывали глаза, но не могли ничего разглядеть, звуки достигали их уха, но ничего не говорили им, и так жили они, бесцельно бродя по земле, как погруженные в глубокий сон. Ремесла и искусства были неизвестны им: они не умели обтесать палку или камень, не умели построить хотя бы самую плохонькую хижину, не умели обжечь черепицу или слепить горшок. Для них не существовало ни весны, ни зимы, ибо не умели они отличить одну от другой, и не было никакого порядка и смысла в том, что они делали. Как муравьи, бегали они, слабые и жалкие, по земле, постоянно сталкиваясь друг с другом.

Но Прометей любил их горячей любовью творца к своему созданию и ни на минуту не оставлял без помощи. Он постепенно научил их строить жилища, впрягать в ярмо животных, переплывать на лодках моря и реки. Он научил их также искусству считать и наблюдать за движением небесных светил. Никто из людей не знал, какая пища полезна и какая вредна; он научил их отличать полезное от вредного и вместе с тем показал им несколько целебных трав, из которых можно было делать лекарство. Он открыл им свойства золота, железа и серебра, и научил находить их. Словом, он ухаживал за ними, как за детьми, и постепенно учил их всему.

На небе царствовал в то время со своими детьми Зевс, незадолго до этого свергнувший своего отца Кроноса и старый род богов, к которому принадлежал Прометей. Молодые боги с удивлением и любопытством смотрели на вновь появившихся обитателей земли. Заинтересованные, они стали покровительствовать им, но за это потребовали, чтобы те воздавали им почести и поклонялись им. Желая точно определить права и обязанности людей, боги собрались на совет, на котором должны были присутствовать и смертные.

Туда явился и Прометей, боявшийся, что боги возложат слишком много тяжелого труда на слабый человеческий род и слишком мало радостей дадут ему. И весь свой ум, всю свою хитрость употребил титан на то, чтобы перехитрить богов и оградить людей от чрезмерных посягательств с их стороны.

источник

Титан Прометей: миф о сотворении человека. — Дележ Прометея. — Огонь Прометея. — Миф о Пандоре — первой женщине. — Ящик Пандоры. — Прикованный Прометей: наказание и освобождение Титана Прометея.

Наказание Титанов Прометея и Атланта: Атлант держит небесный свод, прикованного Прометея терзает орел Зевса. Оба они — Атлант и Прометей — Титаны, старшие братья греческих богов. Роспись на древнегреческой вазе — чернофигурном килике середины VI в. до Р.Х.

Титан Прометей: миф о сотворении человека. — Дележ Прометея. — Огонь Прометея. — Миф о Пандоре — первой женщине. — Ящик Пандоры. — Прикованный Прометей: наказание и освобождение Титана Прометея.

Титан Иапет олицетворяет собой в мифологии прародителя всего человеческого рода. Быть может, в Титане Иапете греческих мифов следует признать библейского Иафета, сына Ноя, прародителя целой человеческой расы. Титан Иапет не имеет никакой определенной миссии или роли в античной мифологии. Древние греки почитали Иапета как древнейшего представителя Титанов. Иапет — современник бога Кроноса (Сатурна). От Азии, дочери Океана, у Титана Иапета несколько детей, в том числе Прометей, Эпиметей, Атлант и другие.

Миф о Прометее. Пьеро ди Козимо, 1515 г. В левом углу картины итальянского художника-маньериста «Миф о Прометее» изображена лепка человека Прометеем из кусков глины.

Титан Прометей олицетворяет собой мыслящую силу человеческого разума, хитрость и ум. Само имя Прометея в переводе с древнегреческого языка значит «наперед знающий», «провидящий». Хотя Титан Иапет в мифах древней Греции считается предком человечества, тем не менее, по античным легендам, люди обязаны именно Титану Прометею своим внешним видом, отличающим их от животных.

«Прометей, — говорит римский поэт Овидий, — размочив землю водой, вылепил из нее человека по образу богов, и — тогда как у всех зверей голова вечно клонится к земле — человек может свободно поднимать свою голову к небесному своду и смотреть на звезды».

Искусство античности изображало очень часто миф о сотворении человека Титаном Прометеем, чаще всего встречается он на резных камнях и барельефах. На одной камее Титан Прометей изображен в виде скульптора, собирающего человеческий скелет. На другой античной камее Титан Прометей собирает в одно целое человеческие члены, которые он изваял каждый отдельно.

Греческий миф о сотворении человека: Титан Прометей лепит человека, а богиня Афина вдыхает в человека душу в образе бабочки. Римский саркофаг, II в. от Р.Х. Прадо, Мадрид. <Фото: (Creative Commons license): hekatoncheiros>

На всех античных изображениях Титан Прометей является ремесленником, формирующим только материальную оболочку человека, а не богом, одухотворяющим его. Эта роль, по античной мифологии, принадлежит Афине (Минерве), богине мудрости. На многих памятниках античного искусства ясно выражены роли, выпавшие на долю каждого из этих мифологических персонажей в сотворении человечества.

Прекрасно сохранившийся барельеф изображает Титана Прометея, сидящего на скале, под сенью дерева. Перед Прометеем стоит на столе маленький человек, скорее дитя, которого Прометей только что вылепил, но еще не совсем закончил. Трое детей, совершенно готовых, стоят подле богини Афины (Минервы). Афина сажает на голову одного из них бабочку, символ души у древних греков и римлян.

Таким образом, Титан Прометей является творцом не одного человека, а ремесленником, изготовляющим людей в большом количестве.

Миф о Титане Прометее — это миф о всегдашнем защитнике человечества. Отличительные черты характера Прометея — гордое самомнение и непризнание власти богов.

После победы над Титанами (титаномахия) между богами и человеческим родом возник спор о том, что именно должны приносить люди в жертву богам, и Титан Прометей явился охранителем интересов человечества.

Желая испытать всеведение Зевса (Юпитера), представителя в этом споре всех богов, Прометей взял быка, разрубил его на куски и поделил их на две части. Все лучшие куски Прометей завернул в шкуру быка и положил сверху желудок, считавшийся самым плохим куском. Собрав затем все кости, Прометей их очень искусно уложил, покрыв блестящим жиром. Зевс (Юпитер), не подозревавший хитрости Прометея, выбрал вторую часть как самую большую.

Разгневанный таким обманом, властелин богов Зевс отнял у человечества огонь, без которого не могут существовать ни производства, ни промышленность.

Титан Прометей решился вновь перехитрить Зевса (Юпитера). Прометей отправился на Олимп и украл искру небесного огня, спрятав ее в пустом тростнике, который Прометей принес на землю и отдал людям.

В одном из музеев находится античная лампа с изображением Титана Прометея, убегающего с Олимпа. Прометей держит в руках небольшой сосуд с огнем.

Тогда, возмущенный этой дерзостью, Зевс (Юпитер) решил наказать Титана Прометея и весь род людской. По словам древнегреческого поэта Гесиода, Зевс говорит Прометею: «Сын Иапета, ты торжествуешь, что тебе удалось обмануть мою бдительность и похитить у меня огонь, но это похищение станет роковым для тебя и для всего существующего и будущего человечества. Чтобы отомстить за такую дерзкую кражу, я им пошлю роковой дар, которому они обрадуются до глубины души, но который обратится против них и сделается их же бичом».

У Титана Прометея был брат Эпиметей. Как и у Прометея, имя Эпиметея — говорящее: в переводе с древнегреческого языка оно значит «назад знающий», то есть «задним умом крепкий». Таким образом, Титан Эпиметей — противоположность своему брату Прометею по умственным способностям. Опасаясь какой-либо мести Зевса (Юпитера), Прометей посоветовал брату Эпиметею ничего не принимать от властелина Олимпа. Но Зевс желал исполнить свою угрозу и послать именно через посредство Эпиметея человечеству ужасный бич, который был бы для него источником мучения и вместе с тем предметом страстных желаний благодаря соблазнительной и привлекательной внешности.

Вот, по словам Гесиода, почему и была сотворена женщина. «Повинуясь Зевсу, хромой Гефест вылепил из земли образ девственницы; Афина поспешила ее нарядить в белую тунику и придать ей прелесть и обаятельность. Афина прикрепила ей на голову роскошное покрывало, украсила волосы живыми цветами и драгоценной короной работы искусного Гефеста, который, взяв сотворенную им красавицу, повел показать ее богам и людям. Боги и люди пришли в восторг при виде этого чуда красоты, сотворенного на погибель человечеству, и дева эта стала прародительницей всех женщин, этих страшных и опасных врагов мужчин» (Гесиод).

Первую женщину звали Пандора, что в переводе с древнегреческого языка значит «всем одаренная». Примечательно, что первая женщина является, согласно мифам древней Греции, творением богов, тогда как первый мужчина был сотворен Титаном.

Сохранилось на одной античной вазе живописное изображение первой женщины — Пандоры. Пандора стоит между богиней Минервой и богом Вулканом, которые украшают ее.

Английский скульптор Флаксман несколько иначе трактует этот сюжет: Пандора сидит, перед ней стоит богиня Минерва, а позади бог Меркурий, который прикоснулся своим кадуцеем к голове Пандоры для того, как говорит Гесиод, «чтобы внушить ей лживые речи и искусство лгать».

Зевс приказал быстроногому посланнику богов, Гермесу (Меркурию), отвести Пандору и подарить ее Эпиметею. Забыв советы брата Прометея, Эпиметей с восторгом принял такой пленительный дар, «благодаря которому, — говорит Гесиод, — появилась слабая и изнеженная раса женщин, живущая с тех пор на несчастье всего человечества среди смертных. Страшась нищеты и не умея сохранять и копить, они живут только для того, чтобы тратить, и любят только роскошь».

Вместе с появлением женщины прекратился золотой век человечества. Первая женщина лишила человечество бессмертия. Род человеческий с тех пор продолжается и размножается, но каждый отдельно рождается и должен умереть, чтобы уступить место другому.

Титан Прометей, дав людям огонь, научил их ремеслам и промышленности, которая не могла существовать до открытия огня. Даровав же людям женщину, Зевс (Юпитер) превратил ремесленников в художников, потому что женщина, кроме предметов первой необходимости, вечно требует предметов роскоши и драгоценных украшений (Гесиод).

Первая женщина Пандора получила от Зевса (Юпитера) ящик, в котором были заключены людские бедствия (ящик Пандоры). Пандора не знала о содержимом ящика.

Сойдя на землю, Пандора со свойственным женщинам любопытством открыла ящик. Тотчас же из ящика Пандоры вылетели болезнь, голод, злоба, ненависть и много других бед. Испуганная их видом, Пандора поспешила закрыть ящик, но было уже поздно. На дне ящика Пандоры осталась одна только обманчивая надежда, и люди таким образом были лишены даже и этого слабого утешения.

Не довольствуясь тем, что покарал человечество, Зевс (Юпитер) придумал страшное наказание для Прометея: он приказал приковать Прометея на вершине горы, к скале (на Кавказе), и орел Зевса каждый день прилетал к Титану Прометею клевать его печень и рвать когтями его тело.

Титан Прометей является в этом греческом мифе как бы олицетворением человеческой совести, протестующей против насилия и неумолимой силы, которая подавляет даже справедливость.

Наказание Титанов Прометея и Атланта: Атлант держит небесный свод, прикованного Прометея терзает орел Зевса. Оба они — Атлант и Прометей — Титаны, старшие братья греческих богов. Роспись на древнегреческой вазе — чернофигурном килике середины VI в. до Р.Х.

Наконец, Геракл, этот борец за правду и справедливость, защитник всех угнетенных, освободил и Прометея. Геракл убил орла и снял с Титана оковы.

Но так как Зевс поклялся, что наказание Прометея будет длиться целые века, а боги не могут нарушать клятв, то прибегли к следующей хитрости: из одного звена цепи, которой был прикован Прометей, сделали кольцо и вставили в него кусочек скалы; нося это кольцо, Титан Прометей как бы оставался прикованным к той же скале.

Весь миф о Прометее был прекрасно изложен древнегреческим драматургом Эсхилом в трех трагедиях, но до нас дошла только одна из них — «Прометей прикованный».

Сохранилось также несколько античных барельефов, изображающих весьма разнообразно миф о Прометее; из них самый интересный — барельеф на саркофаге, хранящийся в Капитолийском музее.

© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

источник

Сын Иапета, титан, создатель человека. Он предвидел, что Зевс пойдет против Крона, и принял сторону богов. Помогал при рождении Афины из головы Зевса, а та в благодарность обучила Прометея архитектуре, астрономии, математике, навигации, медицине и. металлургии.

«Мыслящий наперед», «предусмотрительный», «предвидящий», символический образ веры в человечество наперекор приговору богов. Перехитрил Зевса в их пользу с помощью жертвоприношения, после чего Зевс лишил их дара вызывать огонь. Похищение огня сделало возможным создание цивилизации; в наказание Зевс послал людям Пандору. Символический образ упорного сопротивления творческого мыслителя неблагоприятной судьбе.

Часто предстает в поэтических сочинениях (Вольтер, Шлегель, Гердер, лорд Байрон), в изобразительном искусстве (Тициан, Рубене, Бёклин) и музыкальных произведениях (Бетховен. «Творения Прометея», Лист, Орфф). В разные века был олицетворением художника, получающего у неба огонь творческого вдохновения.

Символ сублимации (из родства орла и грифа), подтверждающей алхимическую связь принципов изменчивости и устойчивости. Одновременно, страдание (подобное Прометееву) соответствует сублимации благодаря ассоциации с красным цветом (цвет третьей стадии Великого Делания), вслед за черным и белым. Освобождение Прометея выражает действенность процесса сублимации и его результата (Пиобб керл-48). .

Каждая эпоха корректировала толкование фигуры Прометея, приспосабливая миф к …

Христианские писатели воспринимали языческого творца и его акт вмешательства как прообраз христианской истории; его наказание — как предзнаменование Распятия.

Романтический порыв XIX века сделал Прометея символом свободы, победителем тирании.

Зевс, чувствуя вызов человека, отказывал людям во владении огнем. Прометей, подступив к огненной колеснице солнца с помощью Афины, возжигает от неё факел, и дарит смертным кусочек тлеющего угля. Начиная с Эсхила огонь понимали как искру божественной мудрости, отличающую человека от низших существ; источник знания искусств и наук. Назначение Прометея — избавить человека от изначального невежества.

Зевс приковывает мятежника к столбу в горах Кавказа, где каждый день к Прометею подлетает орел и клюет его печень. Каждую ночь, когда в горах становится холодно, печень Прометея снова отрастает.

Через много лет Геракл освобождает Прометея из оков.

Прометей, «предвидящий», был мудрым, сильным и искусным титаном. В то же время он ставит под сомнение всемогущество и универсальность знаний Зевса, за что тот его невзлюбил.

Пробуждает к жизни с помощью воды «оплодотворенную семенем неба» и вдыхает в него пламя духа.

Из земли (глины)Прометей вылепил человека по подобию богов, вдохнул в творение божественную искру и тем самым стал творцом, а его творение стало равным ему самому. Этим Прометей вызвал зависть к себе богов.

Воплощение человеческого духа, устремленного в высь, овладевающего стихиями.

Зевс изгоняет Прометея когда тот пытался обмануть его, подсовывая худшие куски жертвенного мяса.

Наказание, наложенное на Прометея — он должен разделить участь созданных им людей в круговороте смерти и нового рождения. Орел, символ духа Зевса, выклевывает днем его печень, которая за ночь снова вырастает. Печень — местопребывание страстей и вожделений, которые хотя и могут быть подавлены (укрощены) духом, однако снова и снова восстают против него.

Но человеческий дух преодолевает наказание: Геракл убивает стрелой орла и освобождает Прометея. Геракл олицетворяет иной аспект человека, нежели Прометей: не только мужество, но и находчивость избавляют возгордившийся творческий дух Прометея. Он советует наказанному носить камень с Кавказа, вправленный в кольцо во исполнение наложенного Зевсом наказания. Этим актом преодолевается иллюзия реального мира, полного для смертных несчастий и наказаний. Хотя камень связывает Прометея с прошлой судьбой, он также символизирует преодоление человеческим духом фатальной заданности неподвластной ему судьбы.

Прометей лепит из глины человека

Изображается перед статуей в натуральную величину (возможно, на пьедестале). Минерва может стоять рядом, указывая вверх. Иногда он изображается вручающим факел статуе, чтобы оживить ее. Это смешение мифов подходило для интерпретации человека, сподобившегося духовной благодати, в качестве христианской аллегории.

Прикованный Прометей; страдание Прометея.

В наказание за своё бунтарское поведение Прометей по приказу Юпитера был прикован Вулканом, богом-кузнецом, или, согласно некоторым авторам, Меркурием, к скале на Кавказе. Здесь в течение многих веков он подвергался мучению: к нему ежедневно прилетал орел, который клевал его печень. В этой ужасающей сцене, популярной у художников со времен античности, Прометей изображается распростертым, обнаженным, прикованным за кисти рук ц голени к скале, корчащимся от мук, когда огромный орел клюет его печень. Факел — напоминание о причине его наказания — лежит на земле. Могут присутствовать Вулкан или Меркурий, прикрепляющие цепи. Эта тема напоминает наказание ТИТИЯ — его печень клевал, вместо орла, коршун. В конце концов Прометей был освобожден Геркулесом, который изображается развязывающим его цепи. В руке он держит лук. Орел, пронзенный стрелой, мертвый лежит на земле.

Прометей и орел. Деталь чернофигурной чаши для питья. Эллада, ок.540 г.до н. э.

(. ) J. Frilnkel: Vandlungen des Promecheus, Berlin 1910

(. ) К. Kerfnyi: Prometheus, das griechische Mythologem топ der menschlichen Exisienz, Zurich 1946

(. ) R. Trousson: Le Thtme de Promtthte dans la liti^rature europtenne, Gentve 1964

В греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса (см. рис.). Мать П. — океанида Климена (Hes. Theog. 507 след.; по другим вариантам: богиня правосудия Фемида, Aeschyl. Prom. 18, или океанида Асия, Apollod. I 2, 3). Братья П. (Hes. Theog. 509—518) — Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры). Среди детей П. Девкалион (сын П. и Пандоры, Schol. Apoll. Rhod. III 1086), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры) (Apollod. I 7, 2).

Имя П. означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе П. несомненны черты древнего доолимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. П. олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин — сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. П. не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202—208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого П. сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он — сын Геи — Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209—210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211—218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. П. действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времён» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром П., несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона, жестоко наказанных Зевсом (347—355). Древнее хитроумие П. в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости — П. и Зевса. Поэтому П. обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, то есть занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников — сторуких (219—221).

Мифы о П. связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148—150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, П. как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88), но сделал это П. по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а П. и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому П. должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», П. крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, П. дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320 d — 321 е). Согласно Эсхилу (Prom. 506), «все искусства у людей от П.», причём, оказывается, что П. наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442—504). Однако в других источниках о роли П. в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332—375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами П., а с деятельностью Зевса (Hes. Theog. 96, Opp. 256–264). Научить людей жить обществом П. не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321 d). He сумел он им вложить стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322 b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.

Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара — супруги Девкалион и Пирра (то есть сын П. и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390—413). Так П., теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это П. осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535—566). В мифах П. — благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую пору, Зевс же — неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс — родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором П. займёт очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом П. роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно П. (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает П. похитить огонь (Serv. Verg. Buc. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то П. был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а П. приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. p. 987, 4 след.). П. вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248—250). П. — это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, — заслуга П., обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535—560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман П., допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и П. В результате Зевс лишает людей огня. П. в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь П. подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь (Apollod. I 7, 1). В отместку людям и П. боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. П. внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. П. сознаёт, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515—519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает П. в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла, чтобы, освободив П., тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527—531). Освобождение П. Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу — добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к П. и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать П. своё бессмертие (Apollod. II 5, 4). Пока совершаются деяния знаменитых героев, П., которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248—1258). Освобождение П. получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны П. — уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нём (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода П. — хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того П. (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный П.» и в разрозненных фрагментах), — попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей П. и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. П. так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения П., причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий П. совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27-33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва (I 16, 13- 16); П. заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей (Propert. III 5, 7-12).

Следы культа П. должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не П., а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920 d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник П.; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь П., справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был П. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника П. в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На Прометеях и гефестиях выступали хоры мужчин и мальчиков.

Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Учёные записки МГПИ им. Ленина», 1953, т. 72; его же, Эсхил, в сб.: Греческая трагедия, М., 1958, с. 43-102; его же, Проблема символа и реалистическое искусство, М., 1976 (лит. и подробный анализ образа Прометея в мировой литературе); Kerйnуi К., Prometheus. Das griechischen Mythologem von der menschlichen Existent, Z., 1946; Sйchan L., Le mythe de Promйthйe, P., 1951.

Сюжеты мифа о П. («наказание и освобождение П.» — древнейший из прометеевских сюжетов в античном искусстве, «П., приковываемый к скале», «орёл, клюющий печень П.», «П., несущий огонь») получили отражение в греческой вазописи, на этрусских зеркалах 5-4 вв. до н. э., на помпейских фресках, на римских светильниках. Сюжет «сотворение человека» изображается на рельефах саркофагов, геммах 3-1 вв. до н. э. В европейском изобразительном искусстве сюжеты мифа о П. разрабатывались Пьеро ди Козимо (см. рис.), Л. Карраччи, Аннибале Карраччи, П. П. Рубенсом, Я. Йордансом, Тицианом и др. В европейской литературе к образу П. обращались Боккаччо, П. Кальдерон, Вольтер, И. В. Гёте, И. Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П. Шелли, Вяч. Иванов, А. Жид, Ф. Кафка и др.

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Прометей, С. 11 и далее. Мифы народов мира, С. 6382 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 341 Словарь)]

источник

Прометей — (Prometheus, Προμηθεύς), т. е. “думающий вперед”. Сын титана Япета, брат Эпиметея, т. е. “думающего после”. Он был великим благодетелем людей и, ради их блага, обманул Зевса. Когда же Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил огонь с Олимпа и… … Энциклопедия мифологии

Прометей — образ античной мифологии, занявший выдающееся место в мировой литературе. Миф о П. впервые фиксировал Гезиод (см.) в своих поэмах «Труды и дни» и «Теогония». Согласно Гезиоду «изворотливый умом Прометей обманул» Зевса, обделив его при разделе… … Литературная энциклопедия

ПРОМЕТЕЙ — 1) древнегреческое мифологическое лицо, сделавшее человека из глины и укравшее огонь с неба, для того, чтобы оживить его, за что был Юпитером прикован к скале на Кавказе, где птицы клевали его внутренность, пока Геркулес не освободил его; после… … Словарь иностранных слов русского языка

ПРОМЕТЕЙ — (греч. предвидящий, провидец) 1. герой трагедии Эсхила (525 456 гг. до н.э.) «Прометеи прикованный» (год сочинения и постановки трагедии неизвестен; авторство Эсхила расценивается как гипотетическое). В греческой мифологии П. сын титана Налета и… … Литературные герои

Прометей — в мифах древних греков двоюродный брат Зевса; титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречён на муки: прилетавший каждый день орёл расклёвывал его печень, отраставшую снова… … Исторический словарь

Прометей — (иноск.) даровитый, смѣлый благодѣтель человѣчества (творецъ разумной культуры) намекъ на миѳол. Прометея. Ср. Поэзія! твое святилище природа! Какъ древній Прометей съ безоблачнаго свода Похитилъ лучъ живой предвѣчнаго огня, Такъ ты свой черпай… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ПРОМЕТЕЙ — ПРОМЕТЕЙ, в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. По приказу Зевса был прикован к скале и обречен на муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Геракл… … Современная энциклопедия

Прометей — Из древнегреческой мифологии. Прометей один из титанов, который похитил у богов огонь и подарил его людям. Он научил их пользоваться небесным огнем и тем самым подорвал людскую веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс велел богу огня и… … Словарь крылатых слов и выражений

«Прометей» — «Прометей», издательство демократического направления в Петербурге в 1907—16. Основано Н. Н. Михайловым. Выпускало литературу по философии и социальным проблемам (сочинения Л. Фейербаха, Ж. Ж. Руссо и другие.гих философов), труды по истории… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

ПРОМЕТЕЙ — в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь.… … Большой Энциклопедический словарь

ПРОМЕТЕЙ — российское издательство демократического направления, 1907 16, Санкт Петербург. Книги главным образом по философии, русской истории, истории литературы; беллетристика … Большой Энциклопедический словарь

источник

Прометейтитан, сын Япета и океаниды Азии, брат Атланта и Эпиметея, отец Девкалиона. В мифах выступает как богоборец и защитник людей.

После победы богов над титанами Прометей стал на сторону людей, когда они захотели уменьшить жертвы богам. Чтобы обмануть Зевса, Прометей предложил ему самому выбрать, какую часть убитого животного люди должны отдавать богам, а какую оставлять себе. Разрубив тушу быка на куски, Прометей сложил из них две кучи: в одну пошло все сьедобное мясо, прикрытое сверху шкурой и желудком животного, в другую — кости, скрытые кусками жира. Зевс, польстившись на жир, выбрал последнюю. Миф наивно пытался обьяснить, почему в жертву богам сжигают на алтарях кости, т.е. худшую часть убитого животного. Разгневанный Зевс отнял у людей огонь, однако Прометей похитил огонь с Олимпа, принес его людям в тростнике и научил людей пользоваться огнем. В наказание за противодействие богам Зевс повелел приковать Прометея к кавказской скале, пробил ему грудь копьем, и огромный орел каждое утро прилетал и клевал печень титана. За ночь печень вновь отрастала. Муки Прометея длились тысячелетия, пока Геракл (с согласия Зевса) не убил орла и не освободил титана.

Более поздние предания приписывают Прометею не только похищение огня с неба, но и спасение человеческого рода от гибели: Зевс намеревался уничтожить не знавшее никаких наук человечество, но Прометей научил людей различным искусствам: зодчеству, мореплаванию, медицине, чтению, письму и т.п. Другие легенды сообщают, что Прометей сотворил людей из земли и вдохнул в них жизнь, и спас людей от потопа, научив, как построить корабль. В Афинах Прометей почитался наравне с Афиной и Гефестом.

источник

Черноморские курорты юга России – это территории, сохранившие для нас, потомков, многочисленные археологические памятники и загадки истории. Руины древнегреческих поселений и упоминания в рукописях древних городов, существовавших в далеком прошлом на побережье с описанием рельефа берегов и гор. Одной из таких загадок являются герои мифов Древней Греции.

Многим с детства знаком мифологический герой Прометей, совершивший подвиг во имя людей. Ценой своей свободы, титан Прометей, несмотря на запрет Зевса, взял огонь у своего друга Гефеста, бога подземного огня, и отдал его простым смертным людям. За этот опрометчивый поступок Зевс наказал Прометея. Приказав приковать последнего к скале, где каждый день орел клевал его печень в течении нескольких тысячелетий… Потом конечно Прометея освободили и все сложилось хорошо, но вопрос о том к какой же скале был прикован титан, остается открытым до сих пор.

По древнегреческим источникам Прометей был прикован между Босфором Кимерийским, нынче Керченский пролив, и Колхидой, сегодня Сухуми.

Путешествуя по побережью Краснодарского края, мы можем проследить несколько мест, где был прикован Прометей. И каждый экскурсовод на каждом курорте, обладателе скалы Прометея, расскажет вам увлекательную легенду, как достоверный факт, и приведет несколько убедительных доводов подтверждающих это утверждение.

Первое место, где предположительно был прикован Прометей, находится в Сочи на горе Фишт.

Второе, также в Сочи, Орлиные скалы, здесь даже стоит статуя Прометея. Что, видимо, должно прибавить привлекательности и убедительности версии, что именно здесь все и происходило на самом то деле…

Третье место распятия Прометея – Большой Утриш в пригороде Анапы. Эту версию считают наиболее правдоподобной, поскольку скала здесь высокая и отвесная, обращена к морю, рядом расположено ущелье Кровожадный орел и в окрестностях растет огонь-трава. Это видимо неоспоримые доводы в пользу данной версии о реальном месте где был прикован титан Прометей.

Таким образом у туристов, направляющихся отдыхать в сторону Анапы или Сочи есть все шансы лицезреть место, где свершилась воля Зевса и Прометей страдал, прикованный к скале, за любовь и сочувствие к людям.

Мы желаем вам прекрасного отдыха и отличного настроения!

Куда поехать отдохнуть летом на море? Как добраться и где жить? Что посмотреть? Где поделиться впечатлениями?

Ответить на эти и другие вопросы, а также поможет спланировать Ваш отдых сайт «Дом Солнца и Моря» 🙂

Если вы планируете отдых на Черном море, то на нашем сайте вы можете узнать цены на жилье в Сочи, ознакомится с достопримечательностями курорта, а также подобрать жилье на Черном море!

источник

Зевс не простил Прометею этого поступка. Он приказал приковать к скале в далеких горах Кавказа. Там наказан должен ждать и терпеть адские муки, пока Зевс не сменит гнев на милость. От пыток Прометея освободил другой герой – Геракл.

ПРОМЕТЕЙ
1) Прометей, принесший огонь – это Иисус, принесший огонь Святого Духа («языки пламени над головами Апостолов»).
2) Распятый на горе Прометей — это распятый на горе Голгофе Иисус
3) Орел, клюющий Прометей в печень — это удар копьем в правый бок Иисуса (т. е. в «печень»).
4) Истязания Прометея на скале за любовь к людям – это страдание Христа ради человечества
5) Бунт Прометея против богов – это борьба Иисуса с иудейскими фарисеями (сюжет «изгнание торговцев из храма»)
6) Гнев Зевса — это гнев первосвященника Каифы
7) Миф о создании Прометеем людей – это смешение двух Библейских рассказов: создания Богом людей из глины и того, что Иисус считался «Богом». В итоге получилось что людей из глины сделал сам Иисус (Прометей)
8) В трагедии Эсхилла «Прометей прикованный», где Прометей является создателем всех достижений человечества – это отражение Иисуса как великого учителя.

Более того — Дионис, Гермес, Орфей, Асклепий, Аполлон, Пан — всё это разные имена и символы Иисуса Христа в Греции.

Гречество, египетство, зороастризм, индуизм не возникали якобы за 3000-2000 лет до Христа — они и есть одна из законных форм учения Христа. Ошибочны не они, а историческая хронология Скалигера и Петавиуса, созданная в 1583 году в «Новом сочинении об исправлении хронологии», и искусственно отодвинувшая «на бумаге» эти ветви христианства в «далекое прошлое» и объявившая их «язычеством».

Учения Герметизма (где главным был бог Гермес Трисмегист), Орфизма (бог Орфей), Дионисийских мистерий (бог Дионисий), Элевсинские мистерии (богиня Деметра – отражение Богородицы) и культ Великой матери (Кибела – это Богородица) – всё это ветви греческого христианства, где Иисус и Богородица являются главными и названы разными именами.

источник

Прометей — образ античной мифологии, занявший выдающееся место в мировой литературе. Миф о П. впервые фиксировал Гезиод (см.) в своих поэмах «Труды и дни» и «Теогония». Согласно Гезиоду «изворотливый умом Прометей обманул» Зевса, обделив его при разделе… … Литературная энциклопедия

ПРОМЕТЕЙ — 1) древнегреческое мифологическое лицо, сделавшее человека из глины и укравшее огонь с неба, для того, чтобы оживить его, за что был Юпитером прикован к скале на Кавказе, где птицы клевали его внутренность, пока Геркулес не освободил его; после… … Словарь иностранных слов русского языка

ПРОМЕТЕЙ — (греч. предвидящий, провидец) 1. герой трагедии Эсхила (525 456 гг. до н.э.) «Прометеи прикованный» (год сочинения и постановки трагедии неизвестен; авторство Эсхила расценивается как гипотетическое). В греческой мифологии П. сын титана Налета и… … Литературные герои

Прометей — в мифах древних греков двоюродный брат Зевса; титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречён на муки: прилетавший каждый день орёл расклёвывал его печень, отраставшую снова… … Исторический словарь

Прометей — (иноск.) даровитый, смѣлый благодѣтель человѣчества (творецъ разумной культуры) намекъ на миѳол. Прометея. Ср. Поэзія! твое святилище природа! Какъ древній Прометей съ безоблачнаго свода Похитилъ лучъ живой предвѣчнаго огня, Такъ ты свой черпай… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ПРОМЕТЕЙ — ПРОМЕТЕЙ, в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. По приказу Зевса был прикован к скале и обречен на муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Геракл… … Современная энциклопедия

Прометей — Из древнегреческой мифологии. Прометей один из титанов, который похитил у богов огонь и подарил его людям. Он научил их пользоваться небесным огнем и тем самым подорвал людскую веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс велел богу огня и… … Словарь крылатых слов и выражений

«Прометей» — «Прометей», издательство демократического направления в Петербурге в 1907—16. Основано Н. Н. Михайловым. Выпускало литературу по философии и социальным проблемам (сочинения Л. Фейербаха, Ж. Ж. Руссо и другие.гих философов), труды по истории… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

ПРОМЕТЕЙ — в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь.… … Большой Энциклопедический словарь

ПРОМЕТЕЙ — российское издательство демократического направления, 1907 16, Санкт Петербург. Книги главным образом по философии, русской истории, истории литературы; беллетристика … Большой Энциклопедический словарь

источник

Двоюродный брат громовержца Зевса титан Прометей, чье имя означает «предвидящий», добровольно вступил в союз с богами-олимпийцами. Вместе с ними он боролся против своих собратьев титанов. Но, оторвавшись от своих бывших сородичей, он не примкнул к олимпийцам, а сохранил независимость. Более того, вопреки воле Зевса Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям. Он асе дал им сокровенные знания, научил земледелию, ремеслам. Страшно разгневался на него за это Зевс, решил наказать самым мучительным образом.

Послушные Зевсу помощники — Сила и Власть схватили Прометея, сковали его и привели на самый край земли, где скалы уходят за облака, где у их подножия всегда бушует холодное море. За Прометеем покорно плелся и опечаленный бог-кузнец Гефест, который считался его верным другом. В руках он нес тяжелый молот. Ему предстояло намертво приковать непокорного друга к скалам. Сила и Власть подобрали подходящую скалу и приказали Гефесту приступить к работе.

С большой неохотой Гефест забил в камни металлические колья с цепями. Осталось только приковать руки и ноги Прометея к скале. Сила и Власть, видя его нежелание, подгоняли и угрожали ему наказанием Зевса. Гефест с тяжелым сердцем закончил свою работу. Прометей оказался накрепко прикованным к скале, его грудь пронзил стальной кол, он едва мог пошевелиться.

— Теперь ты можешь в полной мере проявлять свою гордость, Прометей,— со злобой произнесли довольные Сила и Власть.— Это наказание послужит тебе хорошим уроком за непослушание, за то, что дал смертным дары богов, которые они не заслужили. Теперь ты останешься в полном одиночестве. Подумай над своей судьбой. Можешь звать своих смертных друзей, пусть они придут и помогут тебе, как ты помог им.— И засмеялись в один голос.

Ничего не ответил им гордый Прометей. Сила, Власть и Гефест покинули его. После их ухода Прометей не выдержал, застонал и стал с горечью рассказывать о своих переживаниях. Он обратился к небу, морю и земле: — За что я наказан, почему должен терпеть такие муки? Неужели за то, что дал смертным огонь и знания? Но они бы погибли без этого. Зачем тогда нужны боги, если нет людей? Иначе поступить я не мог. Я не боюсь страданий, но я не считаю себя виноватым. И я знаю, что один из смертных героев придет и освободит меня.

Услышав удары молота Гефеста и стоны Прометея, принеслись на колеснице океаниды — дочери титана Океана. Слезы заволокли прекрасные их очи, жалели они Прометея, своего двоюродного брата,
жена которого была их сестрой. Прометей поведал им свою историю о том, как он стал на сторону Зевса, как помог ему победить сопротивлявшихся титанов. Но Зевс, получив всю власть, забыл о своих помощниках. Прометея он возненавидел, особенно после того как тот дал людям огонь, научил их читать и писать, строить корабли и открывать новые земли.

Услышал его печальный рассказ и титан Океан. Но он стал уговаривать Прометея покориться всесильному Зевсу, бороться против него бессмысленно. Не согласился с ним Прометей, отказался склонить свою голову перед громовержцем. Он знал, что страдания его не вечны. Он знал тайну гибели могучего Зевса.

Едва Прометей закончил свой рассказ, как пред ним появился посланец богов Гермес. Его послал Зевс потребовать, чтобы титан открыл тайну: кто свергнет Зевса и как ему избегнуть роковой судьбы?

— Если ты не расскажешь, то тебя ждет еще большее мучение,— сказал он.— Ты будешь низвергнут в мрачную бездну. И останешься там на многие века. Потом Зевс поднимет тебя из бездны, но спасения не жди. Каждый день к тебе будет прилетать орел и раздирать твое тело. Он будет клювом терзать твою печень. Одумайся, Зевс ждет твоего слова.

Ничего не ответил гордый Прометей. И тотчас задрожала земля, и скала с прикованным к ней Прометеем рухнула в мрачную бездну.

Прошли века. Зевс захотел узнать, не одумался ли Прометей, он хотел услышать от него слова пощады, не хочет ли он раскрыть тайну его гибели. И скала с прикованным к ней титаном поднялась и встала на свое место. Но не изменил своему слову Прометей. Все так же он мучился, страдал, но тайны не выдал. И каждый день прилетал к нему жестокий орел, когтями раздирал его тело и терзал клювом его печень. И хоть за ночь тело и печень заживали, на другой день все начиналось сначала.

Прометей не сдавался, не просил о пощаде. Все титаны давно склонили головы перед Зевсом, за это он вызволил их из мрачного Тартара, и они все исправно служили ему, все, кроме гордого Прометея. Они не раз приходили и уговаривали его покориться.

Но Прометей оставался непреклонен. Он знал, что уже возмужал великий смертный герой, который придет и освободит его от оков и от истязаний безжалостной птицей и не хотел открывать Зевсу тайну его гибели.

Он недолго оставался один. Великий герой, о котором он никому не сказал ни слова, после многих своих странствий и подвигов, пришел к нему на самый край земли, где скалы уходят за облака, где у их подножия всегда бушует холодное море. Его звали Геракл, он был сыном Зевса и смертной женщины Алкмены. Ужас объял его, когда увидел он распятого на скале Прометея, чувство мести тотчас охватило его. Уставший от мук Прометей рассказал ему свою историю. Не успел он закончить ее, как в небе стал кружить хищный орел, готовый наброситься на Прометея.

Геракл вставил стрелу в лук и пустил ее в дерзкую птицу. При этом он призвал на помощь себе стреловержца Аполлона. И стрела точно поразила жестокого орла. Камнем рухнул он в бушующее море. Неожиданно принесся Гермес и возвестил волю Зевса: если Прометей откроет ему свою тайну, то громовержец простит его, все мучения закончатся и его сразу освободят. Не стал больше испытывать судьбу Прометей, поведал о своей тайне.

— Не должен громовержец вступать в брак с морской богиней Фетидой,— сказал он Гермесу— Вещие мойры предсказали ей, что от любого мужа родит она сына, который будет могущественней отца. Зевсу надо отдать ее в жены герою Пелею. И тогда их сын окажется величайшим из смертных героев Греции.

Едва он открыл свою тайну, как Геракл тотчас палицей разбил его оковы и вырвал из груди стальное жало. Встал титан, вздохнул всей грудью, теперь он был свободен.

В память о перенесенных муках стал носить Прометей на пальце железное кольцо с вставленным в него куском скалы, к которой он был прикован.

источник

Читайте также:  Что нельзя есть если болит печень и желчный пузырь