Меню Рубрики

Кому из греческих богов клевали печень

Как назывался этот миф, где какому-то мужику привязаного к скале, орел каждый день клевал печень, а за ночь она отрастала?

И вот титан Прометей, потомок древнего рода богов, низвергнутых некогда Зевсом с Олимпа, спустился однажды на дикую, покрытую буйной зеленью, землю. Он знал, что в земной почве погребены семена неба, и захотел оживить их. Взявши кусок сырой глины, он создал из нее форму, похожую на образы прекрасных богов. Чтобы оживить этот, пока еще безжизненный, кусок глины, он взял у животных их злые и добрые чувства и вложил их в грудь своего творения. Афина Паллада, богиня мудрости, вдохнула в него душу.

Так произошли первые люди. Долгое время они были жалки и слабы, как маленькие дети; они не умели двигать своими членами, божественная искра, вложенная в них, тухла, не освещая ничего в темноте, окружавшей их. Они открывали глаза, но не могли ничего разглядеть, звуки достигали их уха, но ничего не говорили им, и так жили они, бесцельно бродя по земле, как погруженные в глубокий сон. Ремесла и искусства были неизвестны им: они не умели обтесать палку или камень, не умели построить хотя бы самую плохонькую хижину, не умели обжечь черепицу или слепить горшок. Для них не существовало ни весны, ни зимы, ибо не умели они отличить одну от другой, и не было никакого порядка и смысла в том, что они делали. Как муравьи, бегали они, слабые и жалкие, по земле, постоянно сталкиваясь друг с другом.

Но Прометей любил их горячей любовью творца к своему созданию и ни на минуту не оставлял без помощи. Он постепенно научил их строить жилища, впрягать в ярмо животных, переплывать на лодках моря и реки. Он научил их также искусству считать и наблюдать за движением небесных светил. Никто из людей не знал, какая пища полезна и какая вредна; он научил их отличать полезное от вредного и вместе с тем показал им несколько целебных трав, из которых можно было делать лекарство. Он открыл им свойства золота, железа и серебра, и научил находить их. Словом, он ухаживал за ними, как за детьми, и постепенно учил их всему.

На небе царствовал в то время со своими детьми Зевс, незадолго до этого свергнувший своего отца Кроноса и старый род богов, к которому принадлежал Прометей. Молодые боги с удивлением и любопытством смотрели на вновь появившихся обитателей земли. Заинтересованные, они стали покровительствовать им, но за это потребовали, чтобы те воздавали им почести и поклонялись им. Желая точно определить права и обязанности людей, боги собрались на совет, на котором должны были присутствовать и смертные.

Туда явился и Прометей, боявшийся, что боги возложат слишком много тяжелого труда на слабый человеческий род и слишком мало радостей дадут ему. И весь свой ум, всю свою хитрость употребил титан на то, чтобы перехитрить богов и оградить людей от чрезмерных посягательств с их стороны.

источник

В древнегреческой мифологии титан, сын Иапета и океаниды Климены, двоюродный брат Зевса.

Имя Прометей переводится с древнегреческого как «предвидящий», «мыслящий прежде» (в противоположность имени его брата Эпиметея – «крепкий задним умом»). Прометей был сыном титана Иапета, брата Крона. По версии Эсхила, матерью Прометея была богиня правосудия Фемида, а согласно Аполлодору – океанида Асия. Его братьями были Атлант, Менетий и Эпиметей. Прометей был наделен даром предвидения.

В образе Прометея олимпийского периода греческой мифологии присутствуют черты архаического божественного покровителя племени. Возможно, в какой-то степени это связано с тем, что внук Прометея, сын Девкалиона и Пирры Эллин считается родоначальником греческих племен ионийцев и ахейцев.

Прометей не участвовал в титаномахии, выступал против насильственных действий титанов в отношении богов-олимпийцев и добровольно вступил в союз с олимпийцами, противопоставив себя остальным титанам.

Согласно ряду источников, Прометей создал первых людей, вылепив их из земли и воды, а Афина наделила их дыханием. Подобно богам люди были сотворены смотрящими в небо. По другой версии легенды, люди и животные уже были созданы богами в глубине земли, а Прометею и Эпиметею было поручено распределить способности к жизни на земле между ними. Эпиметей истратил все на животных, а люди остались беззащитными. Поэтому Прометей похитил для людей огонь, чтобы дать им возможность выжить.

Существует также миф о том, как Зевс, разгневавшись, уничтожил человеческий род, послав потоп. Но единственная пара, которую Зевс оставил в живых, – супруги Девкалион и Пирра, сын Прометея и дочь Эпиметея, сотворили новых людей, бросая камни себе за спину. Таким образом, Прометей, уже через сына, вновь принял участие в создании рода человеческого.

Прометею приписывают введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не куски мяса, а кости, покрытые жиром. Он разделил тушу быка, сложив в одну сторону съедобное мясо, которое скрыл шкурой, а в другую – кости, закрытые кусками жира, затем предложил Зевсу выбрать то, что тому более угодно. Зевс обманулся, выбрав кости, но сделал это намеренно, чтобы иметь повод наказать людей и Прометея. В наказание за обман Зевс лишает людей огня. Тогда Прометей похитил огонь с Олимпа, спрятав его в полом стебле тростника, и передал людям.

Разгневанный Зевс приказал приковать Прометея к скале в пределах Скифии. А в отместку людям боги послали на землю первую женщину Пандору, распространившую по миру бедствия и несчастья. Когда же Прометей предсказал, что один из сыновей Зевса превзойдет силой отца и свергнет его, Зевс, требуя, чтобы Прометей выдал тайну, послал орла, который прилетал и терзал печень титана, каждую ночь отрастающую вновь. Эти муки длились в течение всей героической эпохи, пока орла не убил из лука Геракл. Он освободил Прометея, рассказав ему, что правление Зевса более не тиранично. Тогда Прометей раскрыл пророчество, и Зевс, испугавшись, что рожденный Фетидой от него сын свергнет его, решил выдать нереиду замуж за смертного – царя Пелея, которому Фетида родила сына Ахилла.

Сюжеты мифа о Прометее – наказание и освобождение Прометея, орел, клюющий печень титана, Прометей, несущий людям огонь, сотворение человека – получили отражение в греческой вазописи, на помпейских фресках, римских светильниках, рельефах и геммах.

источник

Титан Прометей: миф о сотворении человека. — Дележ Прометея. — Огонь Прометея. — Миф о Пандоре — первой женщине. — Ящик Пандоры. — Прикованный Прометей: наказание и освобождение Титана Прометея.

Наказание Титанов Прометея и Атланта: Атлант держит небесный свод, прикованного Прометея терзает орел Зевса. Оба они — Атлант и Прометей — Титаны, старшие братья греческих богов. Роспись на древнегреческой вазе — чернофигурном килике середины VI в. до Р.Х.

Титан Прометей: миф о сотворении человека. — Дележ Прометея. — Огонь Прометея. — Миф о Пандоре — первой женщине. — Ящик Пандоры. — Прикованный Прометей: наказание и освобождение Титана Прометея.

Титан Иапет олицетворяет собой в мифологии прародителя всего человеческого рода. Быть может, в Титане Иапете греческих мифов следует признать библейского Иафета, сына Ноя, прародителя целой человеческой расы. Титан Иапет не имеет никакой определенной миссии или роли в античной мифологии. Древние греки почитали Иапета как древнейшего представителя Титанов. Иапет — современник бога Кроноса (Сатурна). От Азии, дочери Океана, у Титана Иапета несколько детей, в том числе Прометей, Эпиметей, Атлант и другие.

Миф о Прометее. Пьеро ди Козимо, 1515 г. В левом углу картины итальянского художника-маньериста «Миф о Прометее» изображена лепка человека Прометеем из кусков глины.

Титан Прометей олицетворяет собой мыслящую силу человеческого разума, хитрость и ум. Само имя Прометея в переводе с древнегреческого языка значит «наперед знающий», «провидящий». Хотя Титан Иапет в мифах древней Греции считается предком человечества, тем не менее, по античным легендам, люди обязаны именно Титану Прометею своим внешним видом, отличающим их от животных.

«Прометей, — говорит римский поэт Овидий, — размочив землю водой, вылепил из нее человека по образу богов, и — тогда как у всех зверей голова вечно клонится к земле — человек может свободно поднимать свою голову к небесному своду и смотреть на звезды».

Искусство античности изображало очень часто миф о сотворении человека Титаном Прометеем, чаще всего встречается он на резных камнях и барельефах. На одной камее Титан Прометей изображен в виде скульптора, собирающего человеческий скелет. На другой античной камее Титан Прометей собирает в одно целое человеческие члены, которые он изваял каждый отдельно.

Греческий миф о сотворении человека: Титан Прометей лепит человека, а богиня Афина вдыхает в человека душу в образе бабочки. Римский саркофаг, II в. от Р.Х. Прадо, Мадрид. <Фото: (Creative Commons license): hekatoncheiros>

На всех античных изображениях Титан Прометей является ремесленником, формирующим только материальную оболочку человека, а не богом, одухотворяющим его. Эта роль, по античной мифологии, принадлежит Афине (Минерве), богине мудрости. На многих памятниках античного искусства ясно выражены роли, выпавшие на долю каждого из этих мифологических персонажей в сотворении человечества.

Прекрасно сохранившийся барельеф изображает Титана Прометея, сидящего на скале, под сенью дерева. Перед Прометеем стоит на столе маленький человек, скорее дитя, которого Прометей только что вылепил, но еще не совсем закончил. Трое детей, совершенно готовых, стоят подле богини Афины (Минервы). Афина сажает на голову одного из них бабочку, символ души у древних греков и римлян.

Таким образом, Титан Прометей является творцом не одного человека, а ремесленником, изготовляющим людей в большом количестве.

Миф о Титане Прометее — это миф о всегдашнем защитнике человечества. Отличительные черты характера Прометея — гордое самомнение и непризнание власти богов.

После победы над Титанами (титаномахия) между богами и человеческим родом возник спор о том, что именно должны приносить люди в жертву богам, и Титан Прометей явился охранителем интересов человечества.

Желая испытать всеведение Зевса (Юпитера), представителя в этом споре всех богов, Прометей взял быка, разрубил его на куски и поделил их на две части. Все лучшие куски Прометей завернул в шкуру быка и положил сверху желудок, считавшийся самым плохим куском. Собрав затем все кости, Прометей их очень искусно уложил, покрыв блестящим жиром. Зевс (Юпитер), не подозревавший хитрости Прометея, выбрал вторую часть как самую большую.

Разгневанный таким обманом, властелин богов Зевс отнял у человечества огонь, без которого не могут существовать ни производства, ни промышленность.

Титан Прометей решился вновь перехитрить Зевса (Юпитера). Прометей отправился на Олимп и украл искру небесного огня, спрятав ее в пустом тростнике, который Прометей принес на землю и отдал людям.

В одном из музеев находится античная лампа с изображением Титана Прометея, убегающего с Олимпа. Прометей держит в руках небольшой сосуд с огнем.

Тогда, возмущенный этой дерзостью, Зевс (Юпитер) решил наказать Титана Прометея и весь род людской. По словам древнегреческого поэта Гесиода, Зевс говорит Прометею: «Сын Иапета, ты торжествуешь, что тебе удалось обмануть мою бдительность и похитить у меня огонь, но это похищение станет роковым для тебя и для всего существующего и будущего человечества. Чтобы отомстить за такую дерзкую кражу, я им пошлю роковой дар, которому они обрадуются до глубины души, но который обратится против них и сделается их же бичом».

У Титана Прометея был брат Эпиметей. Как и у Прометея, имя Эпиметея — говорящее: в переводе с древнегреческого языка оно значит «назад знающий», то есть «задним умом крепкий». Таким образом, Титан Эпиметей — противоположность своему брату Прометею по умственным способностям. Опасаясь какой-либо мести Зевса (Юпитера), Прометей посоветовал брату Эпиметею ничего не принимать от властелина Олимпа. Но Зевс желал исполнить свою угрозу и послать именно через посредство Эпиметея человечеству ужасный бич, который был бы для него источником мучения и вместе с тем предметом страстных желаний благодаря соблазнительной и привлекательной внешности.

Вот, по словам Гесиода, почему и была сотворена женщина. «Повинуясь Зевсу, хромой Гефест вылепил из земли образ девственницы; Афина поспешила ее нарядить в белую тунику и придать ей прелесть и обаятельность. Афина прикрепила ей на голову роскошное покрывало, украсила волосы живыми цветами и драгоценной короной работы искусного Гефеста, который, взяв сотворенную им красавицу, повел показать ее богам и людям. Боги и люди пришли в восторг при виде этого чуда красоты, сотворенного на погибель человечеству, и дева эта стала прародительницей всех женщин, этих страшных и опасных врагов мужчин» (Гесиод).

Первую женщину звали Пандора, что в переводе с древнегреческого языка значит «всем одаренная». Примечательно, что первая женщина является, согласно мифам древней Греции, творением богов, тогда как первый мужчина был сотворен Титаном.

Сохранилось на одной античной вазе живописное изображение первой женщины — Пандоры. Пандора стоит между богиней Минервой и богом Вулканом, которые украшают ее.

Английский скульптор Флаксман несколько иначе трактует этот сюжет: Пандора сидит, перед ней стоит богиня Минерва, а позади бог Меркурий, который прикоснулся своим кадуцеем к голове Пандоры для того, как говорит Гесиод, «чтобы внушить ей лживые речи и искусство лгать».

Зевс приказал быстроногому посланнику богов, Гермесу (Меркурию), отвести Пандору и подарить ее Эпиметею. Забыв советы брата Прометея, Эпиметей с восторгом принял такой пленительный дар, «благодаря которому, — говорит Гесиод, — появилась слабая и изнеженная раса женщин, живущая с тех пор на несчастье всего человечества среди смертных. Страшась нищеты и не умея сохранять и копить, они живут только для того, чтобы тратить, и любят только роскошь».

Вместе с появлением женщины прекратился золотой век человечества. Первая женщина лишила человечество бессмертия. Род человеческий с тех пор продолжается и размножается, но каждый отдельно рождается и должен умереть, чтобы уступить место другому.

Титан Прометей, дав людям огонь, научил их ремеслам и промышленности, которая не могла существовать до открытия огня. Даровав же людям женщину, Зевс (Юпитер) превратил ремесленников в художников, потому что женщина, кроме предметов первой необходимости, вечно требует предметов роскоши и драгоценных украшений (Гесиод).

Первая женщина Пандора получила от Зевса (Юпитера) ящик, в котором были заключены людские бедствия (ящик Пандоры). Пандора не знала о содержимом ящика.

Сойдя на землю, Пандора со свойственным женщинам любопытством открыла ящик. Тотчас же из ящика Пандоры вылетели болезнь, голод, злоба, ненависть и много других бед. Испуганная их видом, Пандора поспешила закрыть ящик, но было уже поздно. На дне ящика Пандоры осталась одна только обманчивая надежда, и люди таким образом были лишены даже и этого слабого утешения.

Не довольствуясь тем, что покарал человечество, Зевс (Юпитер) придумал страшное наказание для Прометея: он приказал приковать Прометея на вершине горы, к скале (на Кавказе), и орел Зевса каждый день прилетал к Титану Прометею клевать его печень и рвать когтями его тело.

Титан Прометей является в этом греческом мифе как бы олицетворением человеческой совести, протестующей против насилия и неумолимой силы, которая подавляет даже справедливость.

Наказание Титанов Прометея и Атланта: Атлант держит небесный свод, прикованного Прометея терзает орел Зевса. Оба они — Атлант и Прометей — Титаны, старшие братья греческих богов. Роспись на древнегреческой вазе — чернофигурном килике середины VI в. до Р.Х.

Наконец, Геракл, этот борец за правду и справедливость, защитник всех угнетенных, освободил и Прометея. Геракл убил орла и снял с Титана оковы.

Но так как Зевс поклялся, что наказание Прометея будет длиться целые века, а боги не могут нарушать клятв, то прибегли к следующей хитрости: из одного звена цепи, которой был прикован Прометей, сделали кольцо и вставили в него кусочек скалы; нося это кольцо, Титан Прометей как бы оставался прикованным к той же скале.

Весь миф о Прометее был прекрасно изложен древнегреческим драматургом Эсхилом в трех трагедиях, но до нас дошла только одна из них — «Прометей прикованный».

Сохранилось также несколько античных барельефов, изображающих весьма разнообразно миф о Прометее; из них самый интересный — барельеф на саркофаге, хранящийся в Капитолийском музее.

© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

источник

Не делай добра — не получишь зла. Один из наиболее трагических и возвышенных образов в греческой мифологии. Герой, который перед гневом богов стал первым защитником человечества. Во имя своей веры в людей он пошел на муки, не отступив от своих убеждений и демонстрируя несокрушимую духовную силу.

На заре эпохи человечества произошла битва молодых богов, возглавляемых Зевсом с богами второго поколения – титанами. Прометей стал первым титаном, поддержавшим Олимпийских богов, и помог Зевсу одержать победу в войне, длившейся более десяти лет.

В благодарность за помощь бог-громовержец поручил Прометею создание человека. Замесив из глины и одарив искрою души, он дал людям знания по обработке земли и выращиванию пищи, обучил письменности, ремеслам и добыче ценных металлов из горных недр, изготавливать целебные лекарства.

Но вышло так, что созданные им люди не пожелали поклоняться и чтить олимпийских богов, и возмущенный этим Зевс вознамерился покарать их. В отместку за недостаток уважения верховный бог Олимпа забрал у людей огонь, после чего на земле настали холод и голод.

Тогда Прометей воспротивился решению Зевса. Он коварством похитил и пронес на землю искру божественного огня самого Олимпа. Проведав о подобной наглости, Зевс пришел в неописуемую ярость, но в этот раз весь его гнев пришелся на Прометея. За спасение людей он осудил его на вечные оковы.

Но уже тогда Прометею была известна тайна будущего:

Родится от нимфы Фемиды у Зевса сын, который по силе не только превзойдет своего отца, но и сможет лишить его престола.

В мучительном ожидании длились для Прометея века, пока однажды к Зевсу не дошла весть о том, что титану известна тайна его судьбы. Бог желал выведать эту тайну, но Прометей оставался неуступчивым и молчаливым. За это Зевс, чтобы сломить его дух, придумал еще более изощренное наказание для непокорного упрямца.

На краю земли приковали Прометея к скале цепями. Но этого было недостаточно для Зевса, и каждый день он отправлял своего орла, который раздирая тело могучего титана, клевал печень. Будучи бессмертным, Прометей восстанавливался в течении ночи, и рана заживала. А на заре снова возвращался орел, и все повторялось по кругу изо дня в день.

Своей непоколебимой волей Прометей одержал победу над Зевсом. В обмен на предсказанную тайну будущего бог Олимпа отправил Геракла — своего сына, освободить мужественного титана. Тогда Прометей поведал свою тайну, и Зевс, избегая предсказанной судьбы, выдал нимфу замуж за правителя острова Эгина, которому она родила будущего героя Троянской войны — Ахилла.

Прометей остается единственным персонажем древнегреческой мифологии, который не побоялся открыто выступить против Зевса и всегда оставался верным другом и защитником человечества.

Семейные распри Олимпа часто становились причиной жестоких и драматических испытаний для своих героев. Зевс очень любил проявлять свой нрав — власть и жестокость — по отношению к людям. О том, как Зевс похитил прекрасную Европу, читайте в статье .

Спасибо, что дочитали до конца! Понравилась статья?

Подписывайтесь на наш канал и получайте больше интересных и полезных статей! Ставьте лайки, делайте репосты , чтобы сохранить запись и поделиться с друзьями!

Пишите комментарии , обязательно высказывайте своё мнение. Мы, в свою очередь, будем стараться делать наш материал лучше и интереснее для читателей!

источник

Прометей — (Prometheus, Προμηθεύς), т. е. “думающий вперед”. Сын титана Япета, брат Эпиметея, т. е. “думающего после”. Он был великим благодетелем людей и, ради их блага, обманул Зевса. Когда же Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил огонь с Олимпа и… … Энциклопедия мифологии

Прометей — образ античной мифологии, занявший выдающееся место в мировой литературе. Миф о П. впервые фиксировал Гезиод (см.) в своих поэмах «Труды и дни» и «Теогония». Согласно Гезиоду «изворотливый умом Прометей обманул» Зевса, обделив его при разделе… … Литературная энциклопедия

ПРОМЕТЕЙ — 1) древнегреческое мифологическое лицо, сделавшее человека из глины и укравшее огонь с неба, для того, чтобы оживить его, за что был Юпитером прикован к скале на Кавказе, где птицы клевали его внутренность, пока Геркулес не освободил его; после… … Словарь иностранных слов русского языка

ПРОМЕТЕЙ — (греч. предвидящий, провидец) 1. герой трагедии Эсхила (525 456 гг. до н.э.) «Прометеи прикованный» (год сочинения и постановки трагедии неизвестен; авторство Эсхила расценивается как гипотетическое). В греческой мифологии П. сын титана Налета и… … Литературные герои

Прометей — в мифах древних греков двоюродный брат Зевса; титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречён на муки: прилетавший каждый день орёл расклёвывал его печень, отраставшую снова… … Исторический словарь

Прометей — (иноск.) даровитый, смѣлый благодѣтель человѣчества (творецъ разумной культуры) намекъ на миѳол. Прометея. Ср. Поэзія! твое святилище природа! Какъ древній Прометей съ безоблачнаго свода Похитилъ лучъ живой предвѣчнаго огня, Такъ ты свой черпай… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ПРОМЕТЕЙ — ПРОМЕТЕЙ, в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. По приказу Зевса был прикован к скале и обречен на муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Геракл… … Современная энциклопедия

Прометей — Из древнегреческой мифологии. Прометей один из титанов, который похитил у богов огонь и подарил его людям. Он научил их пользоваться небесным огнем и тем самым подорвал людскую веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс велел богу огня и… … Словарь крылатых слов и выражений

«Прометей» — «Прометей», издательство демократического направления в Петербурге в 1907—16. Основано Н. Н. Михайловым. Выпускало литературу по философии и социальным проблемам (сочинения Л. Фейербаха, Ж. Ж. Руссо и другие.гих философов), труды по истории… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

ПРОМЕТЕЙ — в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь.… … Большой Энциклопедический словарь

ПРОМЕТЕЙ — российское издательство демократического направления, 1907 16, Санкт Петербург. Книги главным образом по философии, русской истории, истории литературы; беллетристика … Большой Энциклопедический словарь

источник

ПРОМЕТ Е Й ( Προμηθεύς ), в греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать Прометея — океанида Климена (Hes. Theog. 507 след.; по другим вариантам: богиня правосудия Фемида, Aeschyl. Prom. 18, или океанида Асия, Apollod. I 2, 3). Братья Прометея (Hes. Theog. 509—518) — Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры). Среди детей Прометея Девкалион (сын Прометея и Пандоры, Schol. Apoll. Rhod. III 1086), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры) (Apollod. I 7, 2).

Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня mē-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе Прометея несомненны черты древнего доолимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. Прометей олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин — сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. Прометей не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202—208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого Прометей сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он — сын Геи — Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209—210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211—218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. Прометей действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времён» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром Прометей, несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона, жестоко наказанных Зевсом (347—355). Древнее хитроумие Прометея в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости — Прометея и Зевса. Поэтому Прометей обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т.е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников — сторуких (219—221).

Мифы о Прометее связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148—150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, Прометей как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81—88), но сделал это Прометей по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», Прометей крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, Прометей дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320d—321e). Согласно Эсхилу (From. 506), «все искусства у людей от Прометея», причём, оказывается, что Прометей наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442—504). Однако в других источниках о роли Прометея в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332—375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами Прометея, а с деятельностью Зевса (Hes. Theog. 96, Opp. 256—264). Научить людей жить обществом Прометей не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321d). Не сумел он им вложить стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.

Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара — супруги Девкалион и Пирра (т.е. сын Прометея и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390—413). Так Прометей, теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это Прометей осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535—566). В мифах Прометей — благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую пору, Зевс же — неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс — родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором Прометей займёт очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом Прометея роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно Прометею (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает Прометею похитить огонь (Serv. Verg. Buc. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то Прометей был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а Прометея приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. p. 987, 4 след.). Прометей вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248—250). Прометей — это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, — заслуга Прометея, обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535—560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман Прометея, допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и Прометея. В результате Зевс лишает людей огня. Прометей в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь Прометея подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь (Apollod. I 7, 1). В отместку людям и Прометею боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. Прометей внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. Прометей сознаёт, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515—519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает Прометея в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла, чтобы, освободив Прометея, тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527—531). Освобождение Прометея Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу — добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к Прометею и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать Прометею своё бессмертие (Apollod. II 5, 4). Пока совершаются деяния знаменитых героев, Прометей, которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248—1258). Освобождение Прометей получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны Прометей — уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нём (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода Прометей — хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того Прометея (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный Прометей» и в разрозненных фрагментах), — попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей Прометея и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. Прометей так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения Прометея, причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий Прометей совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27—33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва (I 16, 13—16); Прометей заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей (Propert. III 5, 7—12).

Следы культа Прометея должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не Прометею, а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник Прометея; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь Прометея, справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был Прометей. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника Прометея в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На прометеях и гефестиях выступали хоры мужчин и мальчиков.

Лит.: Лосев А.Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки МГПИ им. Ленина», 1953, т. 72; его же, Эсхил, в сб.: Греческая трагедия, М., 1958, с. 43—102; его же, Проблема символа и реалистическое искусство, М., 1976 (лит. и подробный анализ образа Прометея в мировой литературе); Kerényi K., Prometheus. Das griechischen Mythologem von der menschlichen Existenz, Z., 1946; Séchan L., Le mythe de Prométhée, P., 1951.

Сюжеты мифа о Прометее («наказание и освобождение Прометея» — древнейший из прометеевских сюжетов в античном искусстве, «Прометей, приковываемый к скале», «орёл, клюющий печень Прометея», «Прометей, несущий огонь») получили отражение в греческой вазописи, на этрусских зеркалах 5—4 вв. до н.э., на помпейских фресках, на римских светильниках. Сюжет «сотворение человека» изображается на рельефах саркофагов, геммах 3—1 вв. до н.э. В европейском изобразительном искусстве сюжеты мифа о Прометее разрабатывались Пьеро ди Козимо, Л. Карраччи, Аннибале Карраччи, П.П. Рубенсом, Я. Йордансом, Тицианом и др. В европейской литературе к образу Прометея обращались Боккаччо, П. Кальдерон, Вольтер, И.В. Гёте, И.Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П. Шелли, Вяч. Иванов, А. Жид, Ф. Кафка и др.

источник

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

Прометей — (Prometheus, Προμηθεύς), т. е. “думающий вперед”. Сын титана Япета, брат Эпиметея, т. е. “думающего после”. Он был великим благодетелем людей и, ради их блага, обманул Зевса. Когда же Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил огонь с Олимпа и… … Энциклопедия мифологии

Прометей — образ античной мифологии, занявший выдающееся место в мировой литературе. Миф о П. впервые фиксировал Гезиод (см.) в своих поэмах «Труды и дни» и «Теогония». Согласно Гезиоду «изворотливый умом Прометей обманул» Зевса, обделив его при разделе… … Литературная энциклопедия

ПРОМЕТЕЙ — (греч. предвидящий, провидец) 1. герой трагедии Эсхила (525 456 гг. до н.э.) «Прометеи прикованный» (год сочинения и постановки трагедии неизвестен; авторство Эсхила расценивается как гипотетическое). В греческой мифологии П. сын титана Налета и… … Литературные герои

Прометей — в мифах древних греков двоюродный брат Зевса; титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречён на муки: прилетавший каждый день орёл расклёвывал его печень, отраставшую снова… … Исторический словарь

Прометей — (иноск.) даровитый, смѣлый благодѣтель человѣчества (творецъ разумной культуры) намекъ на миѳол. Прометея. Ср. Поэзія! твое святилище природа! Какъ древній Прометей съ безоблачнаго свода Похитилъ лучъ живой предвѣчнаго огня, Такъ ты свой черпай… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ПРОМЕТЕЙ — ПРОМЕТЕЙ, в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. По приказу Зевса был прикован к скале и обречен на муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Геракл… … Современная энциклопедия

Прометей — Из древнегреческой мифологии. Прометей один из титанов, который похитил у богов огонь и подарил его людям. Он научил их пользоваться небесным огнем и тем самым подорвал людскую веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс велел богу огня и… … Словарь крылатых слов и выражений

«Прометей» — «Прометей», издательство демократического направления в Петербурге в 1907—16. Основано Н. Н. Михайловым. Выпускало литературу по философии и социальным проблемам (сочинения Л. Фейербаха, Ж. Ж. Руссо и другие.гих философов), труды по истории… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

ПРОМЕТЕЙ — в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь.… … Большой Энциклопедический словарь

ПРОМЕТЕЙ — российское издательство демократического направления, 1907 16, Санкт Петербург. Книги главным образом по философии, русской истории, истории литературы; беллетристика … Большой Энциклопедический словарь

источник

Почему орёл согласно легенде клевал у прикованного к скале Прометея именно печень, а не какой-либо другой орган .

Разгневанный Зевс приковал своевольного Титана к скале на Кавказе, куда ежедневно летал в виде орла виночерпий Ганимед с Олимпа, чтоб клевать Прометею печень, которая к утру срасталась.
Эти мучения длились много веков, пока сын Зевса Геракл не освободил Титана, убив стрелой орла.

Гречество — это древнее христианство.

Более того — Дионис, Гермес, Прометей, Асклепий, Аполлон, Орфей, Пан — всё это разные имена и символы Иисуса Христа в Греции.
Пан — это буквально человекоподобный образ «Агнца Божьего» (Иисуса).
Дионис — образ Иисуса как чудесного превращателя воды в вино.
Асклепий — образ Иисуса как великого целителя и воскрешателя мертвых.
Прометей — это образ Иисуса как принесшего огонь Святого Духа («языки пламени над головами Апостолов»)
Солнечный бог Аполлон — это символ Иисуса — Солнце (также как Луна — символ Богородицы)
Кадуцей Гермеса — это «греческий крест», обвитый двумя змеями — символами Иисуса и Богородицы (или Иоанна Крестителя) («благой змей» — древний символ Иисуса). Эпитет Гермеса «Криофор» («Агнценосец») — это Иисус, «добрый пастырь».

Афина именовалась «Партенос», т. е. «Непорочная» — т. е. это Дева Непорочная (Богородица)

Греческие мифы являются искаженными сюжетами Евангелий.
Так, бегство греческих богов в Египет от ужасного Тифона — это евангельский сюжет бегства Святого (т. е. «божественного») Семейства в Египет от ужасного Ирода — т. е. бегство Богородицы (Афина), Иосифа (Зевс), Иисуса (Гермес)

Греки часто путали названия богов, роли героев и последовательность в сюжетах Евангелия. Так, поедание Кроном детей и спасение Геей младенца Зевса — это евангельское избиение младенцев царем Иродом и спасение Марией младенца Иисуса. Т. е. у Ирода уже два имени — Тифон и Крон, у Богородицы — Афина и Гея, у Иисуса — Зевс и Гермес (т. е. имя Зевс присваивалось как Иисусу, так и Иосифу)

Никакой «Поход Аргонавтов» не «древне-гречесая» история — это ХРИСТИАНСКАЯ история о Гробе Господнем:
1) «Золотое руно» — это символ Иисуса Христа в виде «Агнца Божьего» (т. е. не простого агнца, а «божественного», «золотого») (агнец, баран — древний символ Христа)
2) Дерево, обвитое змеей, на котором висит золотое руно — это древний символ Христа в виде «благого змея» на «древе» («древом» часто называют крест Иисуса)
3) Женщина (Медея) и мужчина (Ясон) у дерева — это Мария-Богородица и Апостол Иоанн у креста Иисуса (см. картинки внизу)
Таким образом на картинке присутствует сразу два символа Христа — «благой змей» и «Агнец божий» (золотое руно). Это сюжет распятия Христа на кресте.

ГРЕЧЕСТВО, ЕГИПЕТСТВО, ЗОРОАСТРИЗМ, ИНДУИЗМ не возникали якобы за 3000-2000 лет до Христа — они и есть одна из законных форм учения Христа. Ошибочны не они, а историческая хронология Скалигера и Петавиуса, искусственно отодвинувшая «на бумаге» эти ветви христианства в «далекое прошлое» и объявившая их «язычеством».

Поэтому сотни «Черных Мадонн» в Европе оказались египетскими статуями Исиды – потому что египетство – это древнее христианство, а «Исида» — это «Иси-да», т. е. относящаяся к Исе (Иисусу), «Иисусова» (наподобие мужского «Валентин» и женского «Валенти-да»).

источник

Прометей — образ античной мифологии, занявший выдающееся место в мировой литературе. Миф о П. впервые фиксировал Гезиод (см.) в своих поэмах «Труды и дни» и «Теогония». Согласно Гезиоду «изворотливый умом Прометей обманул» Зевса, обделив его при разделе… … Литературная энциклопедия

ПРОМЕТЕЙ — 1) древнегреческое мифологическое лицо, сделавшее человека из глины и укравшее огонь с неба, для того, чтобы оживить его, за что был Юпитером прикован к скале на Кавказе, где птицы клевали его внутренность, пока Геркулес не освободил его; после… … Словарь иностранных слов русского языка

ПРОМЕТЕЙ — (греч. предвидящий, провидец) 1. герой трагедии Эсхила (525 456 гг. до н.э.) «Прометеи прикованный» (год сочинения и постановки трагедии неизвестен; авторство Эсхила расценивается как гипотетическое). В греческой мифологии П. сын титана Налета и… … Литературные герои

Прометей — в мифах древних греков двоюродный брат Зевса; титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречён на муки: прилетавший каждый день орёл расклёвывал его печень, отраставшую снова… … Исторический словарь

Прометей — (иноск.) даровитый, смѣлый благодѣтель человѣчества (творецъ разумной культуры) намекъ на миѳол. Прометея. Ср. Поэзія! твое святилище природа! Какъ древній Прометей съ безоблачнаго свода Похитилъ лучъ живой предвѣчнаго огня, Такъ ты свой черпай… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ПРОМЕТЕЙ — ПРОМЕТЕЙ, в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. По приказу Зевса был прикован к скале и обречен на муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Геракл… … Современная энциклопедия

Прометей — Из древнегреческой мифологии. Прометей один из титанов, который похитил у богов огонь и подарил его людям. Он научил их пользоваться небесным огнем и тем самым подорвал людскую веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс велел богу огня и… … Словарь крылатых слов и выражений

«Прометей» — «Прометей», издательство демократического направления в Петербурге в 1907—16. Основано Н. Н. Михайловым. Выпускало литературу по философии и социальным проблемам (сочинения Л. Фейербаха, Ж. Ж. Руссо и другие.гих философов), труды по истории… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

ПРОМЕТЕЙ — в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь.… … Большой Энциклопедический словарь

ПРОМЕТЕЙ — российское издательство демократического направления, 1907 16, Санкт Петербург. Книги главным образом по философии, русской истории, истории литературы; беллетристика … Большой Энциклопедический словарь

источник

Зевс не простил Прометею этого поступка. Он приказал приковать к скале в далеких горах Кавказа. Там наказан должен ждать и терпеть адские муки, пока Зевс не сменит гнев на милость. От пыток Прометея освободил другой герой – Геракл.

ПРОМЕТЕЙ
1) Прометей, принесший огонь – это Иисус, принесший огонь Святого Духа («языки пламени над головами Апостолов»).
2) Распятый на горе Прометей — это распятый на горе Голгофе Иисус
3) Орел, клюющий Прометей в печень — это удар копьем в правый бок Иисуса (т. е. в «печень»).
4) Истязания Прометея на скале за любовь к людям – это страдание Христа ради человечества
5) Бунт Прометея против богов – это борьба Иисуса с иудейскими фарисеями (сюжет «изгнание торговцев из храма»)
6) Гнев Зевса — это гнев первосвященника Каифы
7) Миф о создании Прометеем людей – это смешение двух Библейских рассказов: создания Богом людей из глины и того, что Иисус считался «Богом». В итоге получилось что людей из глины сделал сам Иисус (Прометей)
8) В трагедии Эсхилла «Прометей прикованный», где Прометей является создателем всех достижений человечества – это отражение Иисуса как великого учителя.

Более того — Дионис, Гермес, Орфей, Асклепий, Аполлон, Пан — всё это разные имена и символы Иисуса Христа в Греции.

Гречество, египетство, зороастризм, индуизм не возникали якобы за 3000-2000 лет до Христа — они и есть одна из законных форм учения Христа. Ошибочны не они, а историческая хронология Скалигера и Петавиуса, созданная в 1583 году в «Новом сочинении об исправлении хронологии», и искусственно отодвинувшая «на бумаге» эти ветви христианства в «далекое прошлое» и объявившая их «язычеством».

Учения Герметизма (где главным был бог Гермес Трисмегист), Орфизма (бог Орфей), Дионисийских мистерий (бог Дионисий), Элевсинские мистерии (богиня Деметра – отражение Богородицы) и культ Великой матери (Кибела – это Богородица) – всё это ветви греческого христианства, где Иисус и Богородица являются главными и названы разными именами.

источник

Прометей – древнегреческий бог, относящийся к титанам. Родился от брака титана Иапета и титаниды Асии. Последняя приходилась дочерью Океану и Тефиде. Именно от неё произошло название такой части света как Азия. Само имя «Прометей» у древних греков означало «предусмотрительность, предвидение». Этому богу в древнегреческой мифологии приписывали создание людей. Он вылепил их из глины, а олимпийская богиня Афина вдохнула в них жизнь.

Миф о Прометее появился в конце VIII века до н. э. О нём впервые поведал эпический поэт Гесиод. Впоследствии появилось ещё 3 источника, повествующих об этом боге. Их основоположниками являлись Гомер, Пиндар, Пифагор. Все они отнесли Прометея к титанам. Но он избежал конфронтации, проявлявшейся в небесных битвах между Зевсом и Кроносом (титаномахия). Поэтому не был свергнут в Тартар вместе с титанами, сплотившимися вокруг Кроноса.

Он остался среди богов-победителей, но в то же время втайне не признал власть Зевса, который приходился ему двоюродным братом. Этот бог по собственной инициативе создал людей, и те заселили Землю. Однако тут же возник вопрос о жертвоприношениях. Зевс заявил, что раз у людей есть скотина, то они должны делиться с богами мясом, подчёркивая тем самым уважение к небожителям.

В этой ситуации создатель людей решил оставить им лучшие куски. Он взял тушу быка, отделил мясо и сложил его в отдельную кучу, накрыв шкурой и желудком, от которого исходил неприятный запах. Другую кучу он сделал из костей и закрыл её кусками жира. После этого предложил Зевсу самому выбрать одну из двух куч. Громовержец выбрал то, что показалось ему более аппетитным, то есть кости. С того времени, во время жертвоприношений, люди стали отделять кости от туши, накрывать жиром и сжигать, а всё съедобное оставлять себе.

Это так разозлило Зевса, что он в отместку забрал у людей огонь. То есть вначале они огонь использовали, а потом он у них был отобран. Человечество, оставшись без огня, стало испытывать очень серьёзные трудности. И тогда на помощь пришёл Прометей. Он прокрался на Олимп и спрятал искру огня в полом стебле тростника. После этого отправился на Землю и передал огонь людям.

Возмущению Зевса не было предела. Вначале его всего трясло от гнева, но потом громовержец успокоился и придумал изощрённое наказание. Он повелел Гефесту вылепить из глины женщину по имени Пандора (все подарки). Когда женщина была готова, боги Олимпа надели её своими чертами характера, и ожившее создание оказалось далеко не ангелом. Афродита же наделила её красотой, и Пандора превратилась в хитрую, коварную, сладкоречивую красотку. Ей дали в руки ларец, запретили его открывать и отправили на Землю.

Однако Пандора поддалась любопытству и открыла ларец. И из него хлынули зависть, злоба, ненависть, себялюбие и другие отвратительные черты характера. Женщина захлопнула ларец, но зло уже было выпущено, а в ларце осталась лишь надежда. Она не успела оказаться наруже, так как находилась на самом дне. После этого люди сильно испортились, а для Зевса это было, как бальзам на душу.

Не избежал жестокого наказания и Прометей. Зевс не смог простить ему похищение огня. Дерзкого бога приковали цепями к самой высокой кавказской горе. В этом месте несчастный провёл много столетий. Сколько точно – неизвестно, так как разные источники дают разное количество лет и веков. Мучения же героя усугублял кровожадный орёл. Он периодически появлялся и выклёвывал у Прометея печень. Но так как бог относился к касте бессмертных, то печень у него вырастала вновь.

Конец мучениям положило появление Геракла. Тот искал гесперид (нимфы – дочери Геспера и Никты) и спросил дорогу у прикованного к скале бога. Бедняга подробно рассказал, как добраться до нимф, и Геракл, в знак благодарности, взял в руки лук и убил стрелой орла, пожиравшего печень. После этого спаситель уговорил Зевса простить Прометея. Громовержец послушался Геракла, и дерзкий бог оказался на свободе. Следует заметить, что существует множество интерпретаций данных событий. В данном случае изложена лишь одна из версий.

В общей сложности более двух десятков греческих и римских авторов пересказывали и украшали своими подробностями миф о Прометее, начиная с V века до н. э. и вплоть до IV века н. э. Наиболее существенные детали добавили к мифу такие античные авторы как Сафо, Эзоп, Овидий. Их повествования в чём-то различаются, но в главном едины – именно Прометей создал человеческую расу, вылепив людей из глины. Не обошли вниманием этого бога и три главных афинских трагика – Эсхил, Софокл и Еврипид. Но, к сожалению, многие их пьесы были безвозвратно потеряны.

Начиная с античных времён, образ Прометея ассоциируется с образом бунтаря-мученика, бросившего вызов силам зла ради торжества гуманистических идей. Он научил человечество строить дома, пахать и сеять, бороздить моря на кораблях, писать и считать. Его наказали за любовь к людям, и он испытал страшные муки, отстаивая свою правоту и преданность светлым идеалам.

источник

Читайте также:  При кашле болит правый бок в районе печени