Меню Рубрики

В мифологии орел у кого печень клевал

Как назывался этот миф, где какому-то мужику привязаного к скале, орел каждый день клевал печень, а за ночь она отрастала?

И вот титан Прометей, потомок древнего рода богов, низвергнутых некогда Зевсом с Олимпа, спустился однажды на дикую, покрытую буйной зеленью, землю. Он знал, что в земной почве погребены семена неба, и захотел оживить их. Взявши кусок сырой глины, он создал из нее форму, похожую на образы прекрасных богов. Чтобы оживить этот, пока еще безжизненный, кусок глины, он взял у животных их злые и добрые чувства и вложил их в грудь своего творения. Афина Паллада, богиня мудрости, вдохнула в него душу.

Так произошли первые люди. Долгое время они были жалки и слабы, как маленькие дети; они не умели двигать своими членами, божественная искра, вложенная в них, тухла, не освещая ничего в темноте, окружавшей их. Они открывали глаза, но не могли ничего разглядеть, звуки достигали их уха, но ничего не говорили им, и так жили они, бесцельно бродя по земле, как погруженные в глубокий сон. Ремесла и искусства были неизвестны им: они не умели обтесать палку или камень, не умели построить хотя бы самую плохонькую хижину, не умели обжечь черепицу или слепить горшок. Для них не существовало ни весны, ни зимы, ибо не умели они отличить одну от другой, и не было никакого порядка и смысла в том, что они делали. Как муравьи, бегали они, слабые и жалкие, по земле, постоянно сталкиваясь друг с другом.

Но Прометей любил их горячей любовью творца к своему созданию и ни на минуту не оставлял без помощи. Он постепенно научил их строить жилища, впрягать в ярмо животных, переплывать на лодках моря и реки. Он научил их также искусству считать и наблюдать за движением небесных светил. Никто из людей не знал, какая пища полезна и какая вредна; он научил их отличать полезное от вредного и вместе с тем показал им несколько целебных трав, из которых можно было делать лекарство. Он открыл им свойства золота, железа и серебра, и научил находить их. Словом, он ухаживал за ними, как за детьми, и постепенно учил их всему.

На небе царствовал в то время со своими детьми Зевс, незадолго до этого свергнувший своего отца Кроноса и старый род богов, к которому принадлежал Прометей. Молодые боги с удивлением и любопытством смотрели на вновь появившихся обитателей земли. Заинтересованные, они стали покровительствовать им, но за это потребовали, чтобы те воздавали им почести и поклонялись им. Желая точно определить права и обязанности людей, боги собрались на совет, на котором должны были присутствовать и смертные.

Туда явился и Прометей, боявшийся, что боги возложат слишком много тяжелого труда на слабый человеческий род и слишком мало радостей дадут ему. И весь свой ум, всю свою хитрость употребил титан на то, чтобы перехитрить богов и оградить людей от чрезмерных посягательств с их стороны.

источник

Почему орёл согласно легенде клевал у прикованного к скале Прометея именно печень, а не какой-либо другой орган .

Разгневанный Зевс приковал своевольного Титана к скале на Кавказе, куда ежедневно летал в виде орла виночерпий Ганимед с Олимпа, чтоб клевать Прометею печень, которая к утру срасталась.
Эти мучения длились много веков, пока сын Зевса Геракл не освободил Титана, убив стрелой орла.

Гречество — это древнее христианство.

Более того — Дионис, Гермес, Прометей, Асклепий, Аполлон, Орфей, Пан — всё это разные имена и символы Иисуса Христа в Греции.
Пан — это буквально человекоподобный образ «Агнца Божьего» (Иисуса).
Дионис — образ Иисуса как чудесного превращателя воды в вино.
Асклепий — образ Иисуса как великого целителя и воскрешателя мертвых.
Прометей — это образ Иисуса как принесшего огонь Святого Духа («языки пламени над головами Апостолов»)
Солнечный бог Аполлон — это символ Иисуса — Солнце (также как Луна — символ Богородицы)
Кадуцей Гермеса — это «греческий крест», обвитый двумя змеями — символами Иисуса и Богородицы (или Иоанна Крестителя) («благой змей» — древний символ Иисуса). Эпитет Гермеса «Криофор» («Агнценосец») — это Иисус, «добрый пастырь».

Афина именовалась «Партенос», т. е. «Непорочная» — т. е. это Дева Непорочная (Богородица)

Греческие мифы являются искаженными сюжетами Евангелий.
Так, бегство греческих богов в Египет от ужасного Тифона — это евангельский сюжет бегства Святого (т. е. «божественного») Семейства в Египет от ужасного Ирода — т. е. бегство Богородицы (Афина), Иосифа (Зевс), Иисуса (Гермес)

Греки часто путали названия богов, роли героев и последовательность в сюжетах Евангелия. Так, поедание Кроном детей и спасение Геей младенца Зевса — это евангельское избиение младенцев царем Иродом и спасение Марией младенца Иисуса. Т. е. у Ирода уже два имени — Тифон и Крон, у Богородицы — Афина и Гея, у Иисуса — Зевс и Гермес (т. е. имя Зевс присваивалось как Иисусу, так и Иосифу)

Никакой «Поход Аргонавтов» не «древне-гречесая» история — это ХРИСТИАНСКАЯ история о Гробе Господнем:
1) «Золотое руно» — это символ Иисуса Христа в виде «Агнца Божьего» (т. е. не простого агнца, а «божественного», «золотого») (агнец, баран — древний символ Христа)
2) Дерево, обвитое змеей, на котором висит золотое руно — это древний символ Христа в виде «благого змея» на «древе» («древом» часто называют крест Иисуса)
3) Женщина (Медея) и мужчина (Ясон) у дерева — это Мария-Богородица и Апостол Иоанн у креста Иисуса (см. картинки внизу)
Таким образом на картинке присутствует сразу два символа Христа — «благой змей» и «Агнец божий» (золотое руно). Это сюжет распятия Христа на кресте.

ГРЕЧЕСТВО, ЕГИПЕТСТВО, ЗОРОАСТРИЗМ, ИНДУИЗМ не возникали якобы за 3000-2000 лет до Христа — они и есть одна из законных форм учения Христа. Ошибочны не они, а историческая хронология Скалигера и Петавиуса, искусственно отодвинувшая «на бумаге» эти ветви христианства в «далекое прошлое» и объявившая их «язычеством».

Поэтому сотни «Черных Мадонн» в Европе оказались египетскими статуями Исиды – потому что египетство – это древнее христианство, а «Исида» — это «Иси-да», т. е. относящаяся к Исе (Иисусу), «Иисусова» (наподобие мужского «Валентин» и женского «Валенти-да»).

источник

Не делай добра — не получишь зла. Один из наиболее трагических и возвышенных образов в греческой мифологии. Герой, который перед гневом богов стал первым защитником человечества. Во имя своей веры в людей он пошел на муки, не отступив от своих убеждений и демонстрируя несокрушимую духовную силу.

На заре эпохи человечества произошла битва молодых богов, возглавляемых Зевсом с богами второго поколения – титанами. Прометей стал первым титаном, поддержавшим Олимпийских богов, и помог Зевсу одержать победу в войне, длившейся более десяти лет.

В благодарность за помощь бог-громовержец поручил Прометею создание человека. Замесив из глины и одарив искрою души, он дал людям знания по обработке земли и выращиванию пищи, обучил письменности, ремеслам и добыче ценных металлов из горных недр, изготавливать целебные лекарства.

Но вышло так, что созданные им люди не пожелали поклоняться и чтить олимпийских богов, и возмущенный этим Зевс вознамерился покарать их. В отместку за недостаток уважения верховный бог Олимпа забрал у людей огонь, после чего на земле настали холод и голод.

Тогда Прометей воспротивился решению Зевса. Он коварством похитил и пронес на землю искру божественного огня самого Олимпа. Проведав о подобной наглости, Зевс пришел в неописуемую ярость, но в этот раз весь его гнев пришелся на Прометея. За спасение людей он осудил его на вечные оковы.

Но уже тогда Прометею была известна тайна будущего:

Родится от нимфы Фемиды у Зевса сын, который по силе не только превзойдет своего отца, но и сможет лишить его престола.

В мучительном ожидании длились для Прометея века, пока однажды к Зевсу не дошла весть о том, что титану известна тайна его судьбы. Бог желал выведать эту тайну, но Прометей оставался неуступчивым и молчаливым. За это Зевс, чтобы сломить его дух, придумал еще более изощренное наказание для непокорного упрямца.

На краю земли приковали Прометея к скале цепями. Но этого было недостаточно для Зевса, и каждый день он отправлял своего орла, который раздирая тело могучего титана, клевал печень. Будучи бессмертным, Прометей восстанавливался в течении ночи, и рана заживала. А на заре снова возвращался орел, и все повторялось по кругу изо дня в день.

Своей непоколебимой волей Прометей одержал победу над Зевсом. В обмен на предсказанную тайну будущего бог Олимпа отправил Геракла — своего сына, освободить мужественного титана. Тогда Прометей поведал свою тайну, и Зевс, избегая предсказанной судьбы, выдал нимфу замуж за правителя острова Эгина, которому она родила будущего героя Троянской войны — Ахилла.

Прометей остается единственным персонажем древнегреческой мифологии, который не побоялся открыто выступить против Зевса и всегда оставался верным другом и защитником человечества.

Семейные распри Олимпа часто становились причиной жестоких и драматических испытаний для своих героев. Зевс очень любил проявлять свой нрав — власть и жестокость — по отношению к людям. О том, как Зевс похитил прекрасную Европу, читайте в статье .

Спасибо, что дочитали до конца! Понравилась статья?

Подписывайтесь на наш канал и получайте больше интересных и полезных статей! Ставьте лайки, делайте репосты , чтобы сохранить запись и поделиться с друзьями!

Пишите комментарии , обязательно высказывайте своё мнение. Мы, в свою очередь, будем стараться делать наш материал лучше и интереснее для читателей!

источник

Зевс не простил Прометею этого поступка. Он приказал приковать к скале в далеких горах Кавказа. Там наказан должен ждать и терпеть адские муки, пока Зевс не сменит гнев на милость. От пыток Прометея освободил другой герой – Геракл.

ПРОМЕТЕЙ
1) Прометей, принесший огонь – это Иисус, принесший огонь Святого Духа («языки пламени над головами Апостолов»).
2) Распятый на горе Прометей — это распятый на горе Голгофе Иисус
3) Орел, клюющий Прометей в печень — это удар копьем в правый бок Иисуса (т. е. в «печень»).
4) Истязания Прометея на скале за любовь к людям – это страдание Христа ради человечества
5) Бунт Прометея против богов – это борьба Иисуса с иудейскими фарисеями (сюжет «изгнание торговцев из храма»)
6) Гнев Зевса — это гнев первосвященника Каифы
7) Миф о создании Прометеем людей – это смешение двух Библейских рассказов: создания Богом людей из глины и того, что Иисус считался «Богом». В итоге получилось что людей из глины сделал сам Иисус (Прометей)
8) В трагедии Эсхилла «Прометей прикованный», где Прометей является создателем всех достижений человечества – это отражение Иисуса как великого учителя.

Более того — Дионис, Гермес, Орфей, Асклепий, Аполлон, Пан — всё это разные имена и символы Иисуса Христа в Греции.

Гречество, египетство, зороастризм, индуизм не возникали якобы за 3000-2000 лет до Христа — они и есть одна из законных форм учения Христа. Ошибочны не они, а историческая хронология Скалигера и Петавиуса, созданная в 1583 году в «Новом сочинении об исправлении хронологии», и искусственно отодвинувшая «на бумаге» эти ветви христианства в «далекое прошлое» и объявившая их «язычеством».

Учения Герметизма (где главным был бог Гермес Трисмегист), Орфизма (бог Орфей), Дионисийских мистерий (бог Дионисий), Элевсинские мистерии (богиня Деметра – отражение Богородицы) и культ Великой матери (Кибела – это Богородица) – всё это ветви греческого христианства, где Иисус и Богородица являются главными и названы разными именами.

источник

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

Прометей — (Prometheus, Προμηθεύς), т. е. “думающий вперед”. Сын титана Япета, брат Эпиметея, т. е. “думающего после”. Он был великим благодетелем людей и, ради их блага, обманул Зевса. Когда же Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил огонь с Олимпа и… … Энциклопедия мифологии

Прометей — образ античной мифологии, занявший выдающееся место в мировой литературе. Миф о П. впервые фиксировал Гезиод (см.) в своих поэмах «Труды и дни» и «Теогония». Согласно Гезиоду «изворотливый умом Прометей обманул» Зевса, обделив его при разделе… … Литературная энциклопедия

ПРОМЕТЕЙ — (греч. предвидящий, провидец) 1. герой трагедии Эсхила (525 456 гг. до н.э.) «Прометеи прикованный» (год сочинения и постановки трагедии неизвестен; авторство Эсхила расценивается как гипотетическое). В греческой мифологии П. сын титана Налета и… … Литературные герои

Прометей — в мифах древних греков двоюродный брат Зевса; титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречён на муки: прилетавший каждый день орёл расклёвывал его печень, отраставшую снова… … Исторический словарь

Прометей — (иноск.) даровитый, смѣлый благодѣтель человѣчества (творецъ разумной культуры) намекъ на миѳол. Прометея. Ср. Поэзія! твое святилище природа! Какъ древній Прометей съ безоблачнаго свода Похитилъ лучъ живой предвѣчнаго огня, Такъ ты свой черпай… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ПРОМЕТЕЙ — ПРОМЕТЕЙ, в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. По приказу Зевса был прикован к скале и обречен на муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Геракл… … Современная энциклопедия

Прометей — Из древнегреческой мифологии. Прометей один из титанов, который похитил у богов огонь и подарил его людям. Он научил их пользоваться небесным огнем и тем самым подорвал людскую веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс велел богу огня и… … Словарь крылатых слов и выражений

«Прометей» — «Прометей», издательство демократического направления в Петербурге в 1907—16. Основано Н. Н. Михайловым. Выпускало литературу по философии и социальным проблемам (сочинения Л. Фейербаха, Ж. Ж. Руссо и другие.гих философов), труды по истории… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

ПРОМЕТЕЙ — в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь.… … Большой Энциклопедический словарь

ПРОМЕТЕЙ — российское издательство демократического направления, 1907 16, Санкт Петербург. Книги главным образом по философии, русской истории, истории литературы; беллетристика … Большой Энциклопедический словарь

источник

как звали не знаю ,знаю ,что Геракл ему (орлу) голову оторвал и Прометея освободил .

Куда звали — на новый клёв?

У меня НЕ случайно выскочило!

Да это было наказание ему и людям печень не болит и мтжет восстановиться)))

При онко болит. Упаси Боже!!

Восстанавливается тоже с недомоганиями и огромными ограничениями.Упаси Боже!!

А его разве звали, он сам прилетел

Далековато))))казань почти))))скрабики у вас хорошие)))

Это фигня такая пахнет вкусно аместо мочалки желательно чоб кто нибудь наносил

я всё знаю!

На вопрос правильно ответь

Орёл клюющий Прометея печень
Вверх лапами вдруг замертво упал,
Алкоголизм не может быть излечен,
Орёл об этом ничего не знал.
Был Прометей ужасный алкоголик,
За что посажен Зевсом был на цепь,
Яд в печени скопился от попоек,
Поэтому орла настигла смерть.

Читайте также:  Что если метостазы уже в печени

Я не знаю. А зачем тебе. Что тебе даст в жизни его имя.

Очень интелектуальный ответ

Да, у него, по моему, имени нет.

Почти. )))))))пить не бросишь и к тебе прилетит)))))))цероз)))))))

Это был безымянный стервятник. Наёмный киллер.

Вот именно куда идем если только медики знают ответ

Не..петя..что у пети и васи общего если они 20 лет бухают вместе

Белочка общая!Зато одна на двоих!

Хорошо хоть не сокол)))))церозом его звали

))) сокол это из другой оперы

Ага рожденный ползать летать не может

конечно Васяяя..ну кто его не знает..

За то собака у вас красивая..обожаю собак

ну я под свою Некрасоту выбирала же))

он сам прилетал,его не звали

Если учесть, что он испытывал особую тягу к печени, то Алкоголем.

он печень клевал, значит цероз

Может Кровожадный он каждый день прилетал рвал плоть и клева печень и так много лет)))

Если печень то логично что цероз

Ахаха

Его не надо было звать, он сам прилетал, п а с к у д а.

И как же звали этого стервятника

Так то да интересно знаешь откуда

В мифах просто сказано: «Каждый день огромный орёл прилетает, шумя могучими крыльями, на скалу. Он садится на грудь Прометея и терзает её острыми когтями. Орёл рвёт своим клювом клювом печень титана» Имя орла не указывается. А что, Вам известно, как звали птицу?

Цирроз, наверное! Это современным прометеям он пожирает печень!

забыла,а может его вообще ни как не звали,не припомню что то

да читала уже,у меня сын врач,он уж надо мной смеется,нахожу симптомы на мои похожие,он говорит,ты как в мед.академии на первом курсе,все болячки твои.

спасибо за диалог,всего доброго Вам!

поэму помню,но имени не встречала.

ТЫ ЗНАЕШЬ ЧТО МЕНЯ БОЛЬШЕ ВСЕГО УДИВЛЯЕТ В ТАКИХ КАК ТЫ ТО ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ЧТО ЭТО ЗЕСЛЯ ПРОИЗОШЛА ПРОСТО ТАК И ЧТО ЧЕЛОВЕК ПРОИЗОШОЛ ОТ ОБЕЗЬЯНЫ И ПОСЛЕ ЭТОГО ТЫ РАССКАЗЫВАЕШЬ ПРО ЧЕИ ТО ПРИМИТИВНЫИ УМ ТЫ ЧЕЛОВЕК КАК Я ПОНЯЛ КОТОРЫИ ВСТУПИЛ В СПОР С СОЗДАТЕЛЕИ ИБО ОТРИЦАНИЕ ЕГО ТЫ ОТРИЦАЕШЬ ВСЕ ЧТО ОН СОЗДАЛ ИЛИ ЖЕ ТЫ ЧЕЛОВЕК КОТОРМУ НРАВИТЬСЯ ГРЕШИТЬ И ЖИТЬ И ПУСКАТЬСЯ ВОВ СЕ ТЯЖКИЕ А РИЛИГИОЗНОСТЬТЕБЕ МЕШАЕТ ВОТ ТЫ И ОТРИЦАЕШЬ ЭТО ВСЕ

Религиозность как и религия это один из механизмов управления человеком.очень сильный и мощный эгрегор

ДА НЕТ НЕ СОГЛАШУСЬ ПОТОМУ ЧТО РИЛИГИЯ НЕ МООЖЕТ ИДТИ В РАЗРЕЗ С ГОСУДАРСТВЕНЫМ СТОНОВЛЕНИЕМ И ТЕМ БОЛЕЕ В РАЗРЕЗ С ИНТЕРЕСАМИ ЕВРЕЕВ А НАПРИМЕР РИЛИГИЯ ИСЛАМ ИДИТ В РАЗРЕЗ И С ИХ ИНТЕРЕСАМИ И С ИХ МИРОПОРЯДКОМ В ИХ ПОНИМАНИИ

источник

Многие из нас наверняка знают упрощенную версию легенды о могущественном титане Прометее. Якобы, он, ослушавшись Зевса, подарил людям огонь, и тот в наказание обрек Прометия на вечные муки — приковал к скале и приказал орлу каждый день клевать печень человеколюбивого титана.

Однако этот миф имеет более развернутую форму. Прометей был очень могущественным титаном – он знал все тайны мира, в том числе и прошлое, настоящее и даже будущее богов. Именно он сотворил людей, животных и птиц, искренне полюбив свои творения.

Когда пришло время распределять способности между созданными тварями, то Прометей поручил это своему брату – Эпиметею, который не блистал умом и отдал острое зрение, тонкий слух, мощные когти и зубы животным, тем самым обрек людей на верную гибель.

Однако Прометей, увидев это, научил человека охотиться, пахать землю, строить корабли и т.д. Зевсу это очень не понравилось, и тогда он отнял у людей огонь.

Но и тут Прометей пришел на помощь своим любимым чадам – он выкрал огонь у богов, спрятал его в стебле тростника и отдал людям. Зевс был разгневан на дерзкого титана и уже тогда осудил его на вечные муки.

Бог кузнечного мастерства Гефест приковал Прометея к скале, расположенной на вершине Кавказских гор. Каждый день к титану прилетал орел, который выклевывал ему печень. За ночь печень восстанавливалась и заживала полностью, а на следующий день орел вновь повторял мучения Прометея.

Опять же по упрощенной легенде, титана спас Геракл, который, якобы в своих странствиях набрел на скалу с прикованным к ней Прометеем. Однако по исторической версии Зевс через много веков простил титана и специально отправил своего сына Геракла в долгий путь – освободить прощенного.

Дождавшись у скалы прилета орла, Геракл метким выстрелом убил жестокую птицу и освободил Прометея.

источник

Созвездие Орла находится в экваториальной области. Оно является одним из 48 созвездий, которое задокументировал Птолемей, греческий астроном, во 2 веке. Римляне его называли «Летающий Гриф».

Созвездие Орла расположено в Млечном Пути. Оно окружено созвездиями Малого Коня, Дельфина, Стрельца, Козерога, Геркулеса, Щита и Стрелы. Вы легко можете узнать его по трем ярким звездам, которые находятся почти по прямой на левом плече, спине и шее огромной птицы. Созвездие Орла на небе занимает площадь в 652,5 кв. градуса. Оно включает в себя 119 звезд, которые видны невооруженным глазом.

Над горизонтом выше всего созвездие Орла находится в августе и сентябре по ночам. Именно в это время наблюдать его удобнее всего. Безлунной и ясной ночью можно разглядеть невооруженным глазом в этом созвездии до 70 звезд. Из них 8 ярче 4-й звездной величины.

Самая яркая звезда в созвездии Орла — Альтаир, ее относят к звездам 1-й величины. Если мысленно соединить линиями ее с расположенными возле нее небесными телами, то получится фигура, которая напоминает парящего орла с распластанными крыльями. Не только греки видели эту хищную птицу, но и арабы, которые дали ей название «Альтаир» (то есть «летящая»).

Альтаир (созвездие Орла) — это одна из наиболее близких к нашей планете звезд. Всего 16 световых лет составляет расстояние до нее от нас. Именно поэтому она выглядит столь яркой. Однако размеры ее лишь в 2 раза превосходят размеры Солнца. В 8 раз интенсивнее ее излучение, чем излучение Солнца. Альтаир к Земле приближается со скоростью 26 км/с, однако лишь через 12 тыс. лет она будет находиться на расстоянии 15 световых лет от нашей планеты, то есть лишь на 1 световой год приблизится к Земле. Альтаир вместе с бетой и гаммой Орла образует тело созвездия Орла.

На расстоянии около 44,7 световых лет от нашей планеты находится бета созвездия Орла. Видимая звездная величина его составляет 3,71. Гамма этого созвездия — огромная желто-оранжевая звезда. Ее видимая звездная величина составляет 2, 72. Дзета — тройная звездная система. Ета — желто-белый сверхгигант, в 3 тысячи раз ярче Солнца. Это один из наиболее ярких цефеид, которые возможно увидеть невооруженным глазом. Эпсилон этого созвездия представляет собой тройную звездную систему. Оранжевый гигант возглавляет ее. Атмосфера этого гиганта К-типа состоит из бария. Дельта интересующего нас созвездия — тройная звездная система. Основное небесное тело ее — субгигант F-типа. Все это вы найдете, посмотрев на созвездие Орел, схема которого представлена выше.

Стрела — это маленькое скопление звезд, находящееся в Млечном пути. Мифология связывает с участью Прометея Стрелу и созвездие Орел. Для детей выпускается сегодня много книг, в которых можно прочитать пересказ мифа о Прометее. Эта история действительно интересна, и не только детям. Напомним ее вкратце.

Когда возмужал Зевс, он начал борьбу против Кроноса, своего отца, чтобы заполучить власть над Землей и Небом. Упорной и долгой была эта борьба, так как могучие титаны были на стороне Кроноса. В них Зевс метал оглушительные громы и огненные молнии. Призвав на помощь гекатонхейров, сторуких, огромных, как горы, он все-таки победил титанов, отправив их в мрачный Тартар. Лишь один из них — Прометей — не сражался против Зевса. Наоборот, он помогал ему в борьбе, а также убедил Фемиду, свою мать, и богиню Гею перейти на его сторону. Прометей поэтому мог жить среди богов на Олимпе. Ему дозволялось спускаться на Землю, когда он хочет.

Однако непрерывные пиршества богов на Олимпе и их беззаботная жизнь Прометея не привлекали. Он спустился на Землю и решил остаться среди людей и помогать им. При виде того, как несчастны жители планеты, у него разрывалось от боли сердце — они мерзли в норах и пещерах, у них не было огня, они умирали от многочисленных болезней и вынуждены были защищаться от диких зверей. Прометей решил, что если бы у людей был огонь, они не были бы такими несчастными. Однако Зевс запретил ему давать огонь людям, так как боялся, что люди отнимут у богов власть над миром.

Прометей осознавал, что ждет его в случае нарушения запрета Зевса. Тем не менее он не мог спокойно наблюдать страдания и бедствия людей. Он решил украсть из кузницы Гефеста огонь, затем отдал его людям. Прометей научил их, как пользоваться огнем.

Жизнь людей быстро изменилась к лучшему. Они перестали мерзнуть в пещерах, больше не ели сырое мясо, а стали готовить себе пищу. Однако не только огонь подарил Прометей людям. Он их научил добывать в недрах земли руды, плавить их на огне и получать различные металлы, из которых затем мастерить плуги и инструменты. Прометей научил приручать диких коней и быков, запрягать их и обрабатывать с их помощью землю. Также он приручил диких коз и овец и отдал людям, чтобы они могли использовать для еды мясо и молоко, а для одежды — шкуры животных. Кроме того, Прометей людей обучил врачевать болезни .

Зевс, конечно, разгневался на непослушного титана. Слуги этого бога Прометея заковали в тяжелые цепи. Они его отвели на Кавказ — на самый край Земли. Отсюда поднимались скалистые вершины до облаков, а на берегу моря не росло ни деревца, ни травинки. Лишь грозные скалы были повсюду, на которые морские волны с оглушительным грохотом обрушивали свою ярость.

Гефест пришел сюда по приказу Зевса и железным молотом приковал Прометея к утесу. В грудь его он забил железное острие. Так прошло много веков.

Однажды морские волны стихли. На золотых колесницах с дуновением ветерка принеслись к Прометею океаниды, дочери Океана. Гесиона, одна из них, была женой этого титана. Сам мудрый Океан появился на крылатой колеснице за ними. Он хотел уговорить Прометея помириться с разгневанным богом, но тот не хотел об этом слышать. Лишь Прометею была известна тайна о том, что именно угрожает его власти на планете.

Однажды Гермес, посланец богов, примчался, чтобы узнать тайну судьбу Зевса. Однако Прометей был непреклонным. Тогда Зевс обрушил гром и молнии на скалу с Прометеем, и она рухнула в вековечный мрак. Спустя тысячелетия бог решил поднять непослушного титана из тьмы и подвергнуть его тяжким страданиям. Лучи Гелиоса жгли его тело, скала в летнюю жару раскалялась добела. Дожди и град хлестали на его изможденное тело, а зимой хлопьями падал снег.

Зевс каждый день, когда на огненной колеснице на небе появлялся Гелиос, посылал своего огромного орла к Прометею. Орел, шумя мощными крыльями, подлетал к скале. Он усаживался Прометею на грудь. Своими острыми когтями он разрывал грудь титана и клевал его печень. Кровь лилась потоками, обагряя скалу. Орел улетал лишь тогда, когда Гелиос на своей коленице спускался к Океану на западе. Раны Прометея заживали за ночь, вырастала печень, однако на другое утро все повторялось. 30 тыс. лет продолжались эти мучения.

К титану однажды пришла Фемида, его мать. Она умоляла Прометея примириться с Зевсом и поведать ему свою тайну. Однако непреклонным оставался титан. Он знал, что герой, призванный положить конец его мучениям, уже родился. Это был Геркулес, обошедший много стран, избавивший людей от многих чудовищ и бедствий. Он пришел наконец и в дальний край Земли. Геркулес, стоя перед скалой, смотрел на Прометея, прикованного к ней, и слушал его рассказ.

Вдруг послышался шум крыльев, огромный орел показался в вышине небес. Он уже готовился наброситься на титана. Геркулес взял лук и спустил тетиву. Стрела засвистела и пронзила орла. Он свалился камнем в море. Гермес, посланец Зевса, примчался с Олимпа. Он обратился к Прометею и пообещал титану освобождение, если тот согласиться открыть тайну, как Зевсу можно избежать злой судьбы. Наконец Прометей согласился и сказал, чтобы бог-громовержец не заключал брак с Фетидой, морской богиней, так как боги судьбы решили, что она родит сына, который окажется могущественнее своего отца.

Геркулес разбил оковы Прометея и вырвал железное острие из его груди. В летние ночи и сегодня Геркулес виден на небе. Он смотрит на кровожадного Орла, а Стрела находится над ним. На небе нет лишь Прометея, но люди никогда не забудут того, кто им дал знания и огонь — орудия против власти богов.

Именно с этой историей мифология связывает созвездие Орла. Легенда, представленная выше, и сегодня очень известна. В искусстве и литературе она особенно популярна. Эсхил, например, создал целый ряд трагедий, связанных с именем великого титана: «Прометей прикованный», «Прометей-огненосец», «Прометей освобождаемый». Аристофан написал комедию «Птицы», Акций — трагедию «Прометей». Гуманистические черты этого образа бунтаря-мученика свое развитие получили в поэзии (Шелли, Байрон, Огарев, Готье, Шевченко и другие), в музыке (Скрябин, Лист и др.), изобразительном искусстве (Гордеев, Тициан и др.). В драме «Просвещение» Кальдерона, а также в произведениях Бетховена и Гете отразилась позднеантичная версия этого мифа. Прометей в нем выступает как создатель людей, которых он вылепил из земли.

В городе Орле ежегодно, в ноябре, проходит фестиваль, названный в честь этого удивительного созвездия. В нем участвуют исполнители и творческие коллективы из России и зарубежья. «Созвездие Орла» — конкурс эстрадного вокала, театров эстрады и моды, хореографии для молодых талантливых людей из России, Беларуси, Украины, Индонезии. Есть 4 возрастных группы — до 6 лет, от 7 до 11 лет, от 12 до 15 лет и от 16 до 25 лет. Этот конкурс за прошедшие годы прошел большой путь становления и стал настоящим захватывающим шоу. Он собирает все больше зрителей и участников, в том числе и благодаря своему яркому, запоминающемуся названию.

источник

  • Необычное (75)
  • Цивилизации (44)
  • Таинственные случаи (34)
  • Языки (25)
  • Слова (25)
  • Путешествия (25)
  • Литература, искусство (23)
  • Сны (18)
  • Небеса (17)
  • Мифы (16)
  • Вечное (16)
  • Люди (15)
  • Настроение (15)
  • Политика (13)
  • Пророчества (13)
  • Разное (11)
  • Медитации (8)
  • Кастанеда (6)
  • Стихи (6)
  • Зверюшки (6)
  • Родные места (5)
  • Реинкарнация (3)
  • Недавняя история (3)

Для кастанедовцев и не только:

К. Леви-Стросс в исследованиях по мифологиям индейцев Северной и Южной Америки называет основным миф о разорителе гнезда Орла. Согласно этому мифу, герой – молодой человек – поднимается на дерево, чтобы разрушить гнездо Орла, в южноамериканских мифах – попугая ара (ИЛИ другой дневной хищной птицы). Когда он потревожил птенцов, Орёл вступает в переговоры с героем и предлагает ему средство для добывания огня. В других вариантах того же мифа герой с самого начала выступает защитником детей Орла. По мифу индейцев кроу, жил некогда человек, который мальчиком, играя, упал в огонь и обжёг половину лица. С горя он решил уйти из дома. Сверхъестественные помощники рекомендовали ему попросить помощи у Орла, и тот обещал помочь герою при условии, что он защитит его птенцов от водных духов. Герой согласился, и Орёл привёл его к солнцу, чьи дети вылечили его с помощью волшебного зеркала. В знак благодарности индеец обучил их разным играм и вернулся к Орлу. Вскоре он убил мифическое водное существо, поедавшее птенцов Орла. Когда дети Орла подросли, они отвели героя домой. Этот миф известен не только у народов современной, но и в древней Америке, ср. ацтекскую легенду об основании Теночтитлана, где, с одной стороны, говорится об Орле, сидящем на кактусе, который рос над камнем (до сих пор Орёл, кактус и камень входят в герб Мексики, с другой же стороны, повествуется о поисках дерева, с помощью которого добывается огонь. Аналогичные мифы известны у народов Западной и Южной Сибири – кетов (енисейских остяков), васюганских хантов, тофов, тофаларов). Важнейшее совпадение между кетским и американскими индейскими мифами о разорителе гнезда Орла состоит в том, что они являются мифами о происхождении огня, о получении его героем от Орла (попугая, другой птицы или иногда ягуара), обитающего со своими детьми на вершине мирового дерева. Миф имеет далеко идущие аналогии в мифологии древней Месопотамии, в частности, в комплексе мифов, реконструированных по ряду позднейших отражений и практически совпадающим с американско-сибирским вариантом.

Читайте также:  Какие специи можно использовать при заболеваниях печени

(Шумерский миф о Лугальбанде, правителе Урука).

. У горцев существовал обычай выставлять своих покойников на деревьях, чтобы птицы склевывали мясо с костей. В связи с тем, что хищники при виде падали в первую очередь пытаются добраться до особо питательной печени, бытовало представление, что печень является важнейшим жизненным органом человека, в котором заключена его душа (ср. нем. Leber ‘печень’ и Leben ‘жизнь’; заслуживает интерес также особое упоминание печени в фольклоре многих народов).Естественно, что при поедании покойников орлами (или другими птицами из семейства орлиных) душа умерших ‘перемещалась’ в тела птиц.
Орлы и некоторые другие птицы по сегодняшний день считаются у лезгин и лезгиноязычных народов священными. Их отстрел и употребление в пищу считается тягчайшим святотатством. Эти запреты, несомненно, связаны с табуизацией тотемических животных, распространенной среди многих народов мира.
Общеизвестная греческая легенда о Прометее, прикованном Гефестом по приказанию Зевса к скале Кавказских гор, и об орле, склевывающим его печень, является аллегорическим описанием предками индоевропейцев чуждого им ритуального обряда погребения кавказских горцев. Прометей, которого бог неба Зевс наказал за то, что он выкрал небесный огонь и передал его людям, является, по всей вероятности, собирательным образом кавказоязычных горцев, раньше других народов овладевших тайной литья и ковки металлов.

(Ср. также обряды гадания по печени птиц у этрусков и римлян).

Интересная, на мой взгляд, аналогия, м.б. синхрония: печень играет важную роль у тех, кто занимается энергетическими практиками: сновидениемпо КК, тенсегрити, цигун. Я уж не говорю об Орле, как дарителе и пожирателе осознания. К тому же ещё и Кастанеда сам умер от рака печени — по основной версии. Уж не новый ли он Прометей, попытавшийся подарить людям огонь осознания, но ставший, увы, жертвой Орла, склевавшего его печень ?

источник

  • Махабхарата (103)
  • Мифологическая библиотека (51)
  • Моя проза жизни (47)
  • Геополитика (45)
  • Мифы нашего времени (40)
  • Традиция (22)
  • Моя Родина (22)
  • Природа как учитель (20)
  • Светское и религиозное (20)
  • Источники (17)
  • . mens sana in corpore sano (14)
  • Язык мой — друг мой (13)
  • Когда звучит музыка. (11)
  • Географические карты (11)
  • Рамаяна (11)
  • Книга судьбы (10)
  • Мои притчи (10)
  • Кодексы чести (9)
  • Переводы античных памятников литературы (9)
  • Афоризмы свободного человека (8)
  • Гений и Муза (8)
  • Апология Волка (8)
  • Наследие (7)
  • Экономика. (7)
  • Пушкин (7)
  • СССР (7)
  • Бусы или минотавры (7)
  • Гиппокампы (7)
  • Волки — мои друзья (7)
  • Моя поэзия (7)
  • Путь Дваждысвободного (7)
  • Илиада (7)
  • История мореплавания (6)
  • Оклеветанные имена (6)
  • Философия радости (6)
  • Одиссея (5)
  • Бессмертие как мифологема (4)
  • Учение Сократа (4)
  • Ближний Восток (3)
  • Дхарма как мифологема (3)
  • Троянская война (3)
  • Язык мой — враг мой (2)
  • Брак по-индийски. (2)
  • Ригведа (2)
  • Реинкарнация как мифологема (2)
  • Фанфики (1)
  • Мои сказки (1)
  • Сферические панорамы (0)
  • (0)

Миф о Прометее — титане, бросившем вызов Зевсу — хорошо известен любителям греческой мифологии. Мятежный титан стал символом непокорности и отваги, олицетворением пытливости и остроты человеческого разума. По широко известной версии мифа Прометей был наказан Зевсом за то, что украл у богов огонь и подарил его людям. Античные авторы сообщают, что Прометей совершил ещё множество благих поступков: изобрёл различные ремёсла, открыл природу сновидений, придумал мази и снадобья для лечения людей. Такова распространённая точка зрения на благодеяния Прометея. О них подробно сообщает Гесиод. И вот за всё это по приказу Зевса он был прикован к скале и орёл каждый день клевал ему печень. Но существует и другая малоизвестная версия о причинах наказания титана, которую приводит Эсхил в «Прикованном Прометее». Однако рассказ следует вести с родословной.

Прометей был сыном титана Иапета и внуком Урана. К титанам относились дети Урана и Геи — Ураниды. Аполлодор «Мифологическая библиотека» 1, 1 (3):
«Затем Уран и Гея произвели на свет сыновей, так называемых титанов — Океана, Кея, Гипериона, Крия и Иапета, и после всех Крона, а также дочерей, прозванных титанидами, Тефию, Рею, Фемиду, Мнемосину, Фебу, Диону, Тейю».

Иапет, отец Прометея, старше Крона, отца Зевса. Зевс и Прометей — двоюродные братья. Теперь посмотрим на других потомков Иапета — родных братьев Прометея. Аполлодор «Мифологическая библиотека» 1 :
«От титанов родились потомки. От Иапета и Асии, дочери Океана, — Атлант, который поддерживает небо своими плечами, Прометей, Эпиметей и Менетий, которого Зевс поразил перуном во время борьбы с титанами и низверг в Тартар».

Из этого перечня явно выделяется Менетий — младший брат Прометея и непримиримый противник Зевса. А теперь перейдём к причинам наказания Прометея. Вот что сообщает Аполлодор в «Мифологической библиотеке» 1, 7(1):
«VII. Прометей, смешав землю с водой, вылепил людей и дал им тайно от Зевса огонь, скрыв его в полом стебле тростника. Когда Зевс узнал об этом, он приказал Гефесту пригвоздить тело Прометея к Кавказскому хребту. Хребет этот находится в Скифии. Там, прикованный к скале, Прометей простоял связанным очень много лет, и каждый день орёл, прилетая, выклёвывал ему лопасти печени, которые за ночь отрастали вновь. Такое наказание Прометей нёс за то, что украл огонь, пока позднее его не освободил Геракл, о чём мы расскажем в главе о Геракле».

Здесь Прометей выступает в роли демиурга. Но вряд ли эти слова следует понимать буквально. Как бы ни пытались первые натурфилософы облагородить поступки Прометея, как бы ни пытались приписать ему альтруистические черты характера, всё-таки натура человека в большой степени эгоистична, и она ищет прежде всего выгоды. Ключевое слово здесь «тайно». Если благодеяние совершает Прометей, то зачем тогда Зевс? Для наказания? Почему сам Зевс не хочет совершить благодеяние? Своё действие Прометей совершает тайно от Зевса. Но ведь что бы за «передачей огня» ни скрывалось , это ведь всё равно станет известно Зевсу. Или боги у нас не всеведущи, что ли? И несомненно такое известие о «передаче огня» людям разозлило Зевса. Неужели царь богов враг людям? Но ведь «кража огня» может быть и какого-то рода сведениями, какими Зевсу очень не хочется делиться с людьми. Прометей совершает это действие в надежде приобрести какие-то выгоды. Персонажи греческих, да и любых других мифов, совершают свои поступки вовсе не с благотворительными целями, а прежде всего в ожидании выгоды.

О многих подробностях взаимоотношений между потомками Урана сообщает Эсхил трагедии «Прикованный Прометей»:
» Чьё сердце камень, медь и лёд?
Кто из богов над тобою посмеётся?
Кто слёз с тобой не станет лить?
Один лишь Зевс. Он, упрямый и бешеный,
Искореняет в неистовстве Старое племя Урана.
Нет покоя ему, сердце пока не насытится. «.

Конфликт разгорелся между Уранидами и Кронидами, между титанами и богами. Потомки Крона — Гестия, Деметра, Гера, Плутон, Посейдон и Зевс — начали войну с титанами, которая продолжалась свыше 10 лет, как сообщает Аполлодор. Это битва за власть. Об этом говорит Гесиод в «Теогонии»: «После того как окончили труд свой блаженные боги И в состязании за власть и почёт одолели Титанов. «

Крон — младший из потомков Урана. Если власть будет передаваться законно, то его дети имеют наименьшие шансы. И сам факт войны между титанами и потомками Крона свидетельствует, что это был насильственный захват власти, то есть переворот.

Прикованный к скалам Прометей надеется, что Зевс вспомнит о нём:
«У меня он попросит блаженных главарь,
Чтобы заговор новый раскрыл перед ним,
Угрожающий скиптру и славе его».

Зевс — узурпатор, он захватил власть незаконно. Прометей же когда-то уже помог Зевсу, рассказав ему о заговоре против него. Знать о заговоре он мог либо сам находясь в кругу заговорщиков, либо случайно узнав о нём. Старшая Океанида — двоюродная сестра Прометея — просит рассказать за что его наказали. И в длинном монологе Прометей раскрывает тайные причины наказания его:
«Мучительно рассказывать, мучительно
И промолчать.
И то и это стыд и боль.
Когда среди бессмертных распри ярые,
Раздор жестокий вспыхнул и усобицы,
Когда одни низвергнуть Крона жаждали
С престола, чтобы Зевс царил, другие же,
Напротив, бушевали, чтоб не правил Зевс, —
В то время был хорошим я советчиком
Титанам древним, неба и земли сынам.
Но убедить не мог их. Лесть и хитрости
Они надменно презирали. Силою
Прямой добиться чаяли владычества;
Но мать моя, Фемида-Гея (много есть
Имён у ней одной), идущих дней пути
Предсказывала мне не раз. Учила мать,
Что не крутая сила и не мужество,
А хитрость власть созиждет в мире новую.
Титанам это всё я объяснил. Они ж
Скупились даже взглядом подарить меня.
Путём вернейшим, лучшим, я почёл тогда,
Соединившись с матерью, на сторону
Встать Зевса. Добровольным был союз для нас.
По замыслам моим свершилось то, что ночь
Погибельная Тартара на чёрном дне
Старинного похоронила Крона с верными
Приверженцами. Но за помощь сильную
Богов владыка яростными пытками
Мне отомстил, наградою чудовищной.
Ведь такова болезнь самодержавия:
Друзьям не верить, презирать союзников».

Что же мы видим? Среди правящей элиты началась междоусобная война. Вместе с остальными Кронидами «Зевс начал войну с Кроном и титанами» (Аполлодор, Мифологическая библиотека, 1, 2(1). Им противостоят титаны — потомки Урана. Среди них и Прометей. Зная всё о планах титанов, Прометей в какой-то момент изменил титанам и перешёл на сторону будущих победителей — богов. Именно благодаря ему ночью был убит Крон. И возникает впечатление, что Прометей сначала предложил титанам расправиться ночью с богами, но Ураниды отказались от такого вероломства, вот почему в монологе присутствуют слова :
«Титанам это всё я объяснил.
Они ж скупились даже взглядом подарить меня,
Путём вернейшим, лучшим я почёл тогда
Соединившись с матерью, на сторону
Встать Зевса».

И вот после этого Прометей уже обратился к богам с предложением расправиться с титанами. И «блаженные» приняли его предложение. Прометей рассчитывал на почести и награды, но неожиданно для него Зевс ссылает предателя то ли в Скифию, то ли на Кавказ. Но скорее всего Прометей оказался или на необитаемом острове, где каждый день «орёл» (голод) терзает его желудок, или же был закован в кандалы и трудился под присмотром надсмотрщика. «Прикованный к скалам и терзаемый орлом» — в буквальном смысле слова он так умрёт под жаркими лучами солнца в течение нескольких дней. А вот на необитаемом острове или рабом в каменоломне у него есть шанс прожить несколько лет. И когда мы будем читать мифы о Геракле, то узнаем что спустя какое-то время он обратился к Прометею за помощью.

Прометей страдает не только от мук, но и от того, что не получил обещанной награды. Предатель не может быть благородным, он по определению подлец, вот почему все слова о его благодеяниях очень сомнительны. Да и какое благородство и бескорыстие может быть у человека, которого Аполлодор и Эсхил наделяют таким качеством как хитрость. Океан обращается к Прометею:

Друг Прометей! Всё вижу и совет подать
Тебе хочу хороший. Хоть хитёр ты сам.
Пойми границы сил своих, смири свой нрав.
Стань новым. Новый нынче у богов вожак.
А ты грубишь, кидаешь речи дикие,
Косматые. Сидел бы много выше Зевс,
И то б услышал. Послушайся учителя радушного:
Против рожна не при! Открой глаза: царит
Не подчинённый никому свирепый царь.
А ты смирись, пригорбись, придержи язык!
Ведь сам умён и опытен. Так должен знать:
Двойною плетью хлещут празднословного».

Персонаж «Прикованного Прометея» Океан — дядя Прометея. Его речь — это попытка взглянуть на события глазами старшего поколения. Но это и своеобразный наказ старшего из Уранидов признать власть Зевса. Любопытная оценка Зевса у Эсхила — это и «главарь блаженных», и «упрямый и бешеный», и «вожак богов», и «свирепый царь». Получается верховный бог просто главарь банды.

Слабую надежду питает Прометей на помилование: он надеется, что раскрыв «новый заговор», Зевс избавит его от мук. Ради своего спасения он готов ещё раз предать людей, восставших против тирана. Сколь бы наивны ни были люди, но, единожды предавший, кто тебе поверит?

Прометей и Атлант. Чаша из Лаконии. 550 г. до н. э.

источник

Сын Иапета, титан, создатель человека. Он предвидел, что Зевс пойдет против Крона, и принял сторону богов. Помогал при рождении Афины из головы Зевса, а та в благодарность обучила Прометея архитектуре, астрономии, математике, навигации, медицине и. металлургии.

«Мыслящий наперед», «предусмотрительный», «предвидящий», символический образ веры в человечество наперекор приговору богов. Перехитрил Зевса в их пользу с помощью жертвоприношения, после чего Зевс лишил их дара вызывать огонь. Похищение огня сделало возможным создание цивилизации; в наказание Зевс послал людям Пандору. Символический образ упорного сопротивления творческого мыслителя неблагоприятной судьбе.

Часто предстает в поэтических сочинениях (Вольтер, Шлегель, Гердер, лорд Байрон), в изобразительном искусстве (Тициан, Рубене, Бёклин) и музыкальных произведениях (Бетховен. «Творения Прометея», Лист, Орфф). В разные века был олицетворением художника, получающего у неба огонь творческого вдохновения.

Символ сублимации (из родства орла и грифа), подтверждающей алхимическую связь принципов изменчивости и устойчивости. Одновременно, страдание (подобное Прометееву) соответствует сублимации благодаря ассоциации с красным цветом (цвет третьей стадии Великого Делания), вслед за черным и белым. Освобождение Прометея выражает действенность процесса сублимации и его результата (Пиобб керл-48). .

Каждая эпоха корректировала толкование фигуры Прометея, приспосабливая миф к …

Христианские писатели воспринимали языческого творца и его акт вмешательства как прообраз христианской истории; его наказание — как предзнаменование Распятия.

Романтический порыв XIX века сделал Прометея символом свободы, победителем тирании.

Зевс, чувствуя вызов человека, отказывал людям во владении огнем. Прометей, подступив к огненной колеснице солнца с помощью Афины, возжигает от неё факел, и дарит смертным кусочек тлеющего угля. Начиная с Эсхила огонь понимали как искру божественной мудрости, отличающую человека от низших существ; источник знания искусств и наук. Назначение Прометея — избавить человека от изначального невежества.

Зевс приковывает мятежника к столбу в горах Кавказа, где каждый день к Прометею подлетает орел и клюет его печень. Каждую ночь, когда в горах становится холодно, печень Прометея снова отрастает.

Читайте также:  От чего может болеть печень у спортсменов

Через много лет Геракл освобождает Прометея из оков.

Прометей, «предвидящий», был мудрым, сильным и искусным титаном. В то же время он ставит под сомнение всемогущество и универсальность знаний Зевса, за что тот его невзлюбил.

Пробуждает к жизни с помощью воды «оплодотворенную семенем неба» и вдыхает в него пламя духа.

Из земли (глины)Прометей вылепил человека по подобию богов, вдохнул в творение божественную искру и тем самым стал творцом, а его творение стало равным ему самому. Этим Прометей вызвал зависть к себе богов.

Воплощение человеческого духа, устремленного в высь, овладевающего стихиями.

Зевс изгоняет Прометея когда тот пытался обмануть его, подсовывая худшие куски жертвенного мяса.

Наказание, наложенное на Прометея — он должен разделить участь созданных им людей в круговороте смерти и нового рождения. Орел, символ духа Зевса, выклевывает днем его печень, которая за ночь снова вырастает. Печень — местопребывание страстей и вожделений, которые хотя и могут быть подавлены (укрощены) духом, однако снова и снова восстают против него.

Но человеческий дух преодолевает наказание: Геракл убивает стрелой орла и освобождает Прометея. Геракл олицетворяет иной аспект человека, нежели Прометей: не только мужество, но и находчивость избавляют возгордившийся творческий дух Прометея. Он советует наказанному носить камень с Кавказа, вправленный в кольцо во исполнение наложенного Зевсом наказания. Этим актом преодолевается иллюзия реального мира, полного для смертных несчастий и наказаний. Хотя камень связывает Прометея с прошлой судьбой, он также символизирует преодоление человеческим духом фатальной заданности неподвластной ему судьбы.

Прометей лепит из глины человека

Изображается перед статуей в натуральную величину (возможно, на пьедестале). Минерва может стоять рядом, указывая вверх. Иногда он изображается вручающим факел статуе, чтобы оживить ее. Это смешение мифов подходило для интерпретации человека, сподобившегося духовной благодати, в качестве христианской аллегории.

Прикованный Прометей; страдание Прометея.

В наказание за своё бунтарское поведение Прометей по приказу Юпитера был прикован Вулканом, богом-кузнецом, или, согласно некоторым авторам, Меркурием, к скале на Кавказе. Здесь в течение многих веков он подвергался мучению: к нему ежедневно прилетал орел, который клевал его печень. В этой ужасающей сцене, популярной у художников со времен античности, Прометей изображается распростертым, обнаженным, прикованным за кисти рук ц голени к скале, корчащимся от мук, когда огромный орел клюет его печень. Факел — напоминание о причине его наказания — лежит на земле. Могут присутствовать Вулкан или Меркурий, прикрепляющие цепи. Эта тема напоминает наказание ТИТИЯ — его печень клевал, вместо орла, коршун. В конце концов Прометей был освобожден Геркулесом, который изображается развязывающим его цепи. В руке он держит лук. Орел, пронзенный стрелой, мертвый лежит на земле.

Прометей и орел. Деталь чернофигурной чаши для питья. Эллада, ок.540 г.до н. э.

(. ) J. Frilnkel: Vandlungen des Promecheus, Berlin 1910

(. ) К. Kerfnyi: Prometheus, das griechische Mythologem топ der menschlichen Exisienz, Zurich 1946

(. ) R. Trousson: Le Thtme de Promtthte dans la liti^rature europtenne, Gentve 1964

В греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса (см. рис.). Мать П. — океанида Климена (Hes. Theog. 507 след.; по другим вариантам: богиня правосудия Фемида, Aeschyl. Prom. 18, или океанида Асия, Apollod. I 2, 3). Братья П. (Hes. Theog. 509—518) — Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры). Среди детей П. Девкалион (сын П. и Пандоры, Schol. Apoll. Rhod. III 1086), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры) (Apollod. I 7, 2).

Имя П. означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе П. несомненны черты древнего доолимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. П. олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин — сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. П. не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202—208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого П. сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он — сын Геи — Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209—210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211—218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. П. действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времён» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром П., несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона, жестоко наказанных Зевсом (347—355). Древнее хитроумие П. в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости — П. и Зевса. Поэтому П. обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, то есть занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников — сторуких (219—221).

Мифы о П. связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148—150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, П. как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88), но сделал это П. по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а П. и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому П. должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», П. крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, П. дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320 d — 321 е). Согласно Эсхилу (Prom. 506), «все искусства у людей от П.», причём, оказывается, что П. наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442—504). Однако в других источниках о роли П. в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332—375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами П., а с деятельностью Зевса (Hes. Theog. 96, Opp. 256–264). Научить людей жить обществом П. не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321 d). He сумел он им вложить стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322 b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.

Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара — супруги Девкалион и Пирра (то есть сын П. и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390—413). Так П., теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это П. осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535—566). В мифах П. — благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую пору, Зевс же — неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс — родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором П. займёт очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом П. роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно П. (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает П. похитить огонь (Serv. Verg. Buc. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то П. был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а П. приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. p. 987, 4 след.). П. вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248—250). П. — это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, — заслуга П., обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535—560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман П., допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и П. В результате Зевс лишает людей огня. П. в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь П. подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь (Apollod. I 7, 1). В отместку людям и П. боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. П. внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. П. сознаёт, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515—519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает П. в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла, чтобы, освободив П., тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527—531). Освобождение П. Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу — добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к П. и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать П. своё бессмертие (Apollod. II 5, 4). Пока совершаются деяния знаменитых героев, П., которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248—1258). Освобождение П. получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны П. — уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нём (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода П. — хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того П. (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный П.» и в разрозненных фрагментах), — попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей П. и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. П. так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения П., причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий П. совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27-33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва (I 16, 13- 16); П. заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей (Propert. III 5, 7-12).

Следы культа П. должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не П., а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920 d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник П.; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь П., справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был П. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника П. в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На Прометеях и гефестиях выступали хоры мужчин и мальчиков.

Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Учёные записки МГПИ им. Ленина», 1953, т. 72; его же, Эсхил, в сб.: Греческая трагедия, М., 1958, с. 43-102; его же, Проблема символа и реалистическое искусство, М., 1976 (лит. и подробный анализ образа Прометея в мировой литературе); Kerйnуi К., Prometheus. Das griechischen Mythologem von der menschlichen Existent, Z., 1946; Sйchan L., Le mythe de Promйthйe, P., 1951.

Сюжеты мифа о П. («наказание и освобождение П.» — древнейший из прометеевских сюжетов в античном искусстве, «П., приковываемый к скале», «орёл, клюющий печень П.», «П., несущий огонь») получили отражение в греческой вазописи, на этрусских зеркалах 5-4 вв. до н. э., на помпейских фресках, на римских светильниках. Сюжет «сотворение человека» изображается на рельефах саркофагов, геммах 3-1 вв. до н. э. В европейском изобразительном искусстве сюжеты мифа о П. разрабатывались Пьеро ди Козимо (см. рис.), Л. Карраччи, Аннибале Карраччи, П. П. Рубенсом, Я. Йордансом, Тицианом и др. В европейской литературе к образу П. обращались Боккаччо, П. Кальдерон, Вольтер, И. В. Гёте, И. Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П. Шелли, Вяч. Иванов, А. Жид, Ф. Кафка и др.

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Прометей, С. 11 и далее. Мифы народов мира, С. 6382 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 341 Словарь)]

источник